ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Перспективы-2014: потребители vs ЖКХ
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Однако, все события в отрасли демонстрируют то, что в результате провала реформы (читайте «У.К.» от 18-19 декабря), украинцам следует ожидать усиления собственной ответственности за состояние отрасли.
Итак, попробуем проанализировать, какие главные события ожидают бытовых потребителей в новом 2014 году.
Сдерживание динамики роста тарифов на услуги ЖКХ
«У.К.» уже неоднократно сообщала о критическом финансово-экономическом состоянии предприятий тепло- и водопотребления через экономическую необоснованность тарифов. По данным профильных ведомств, в среднем стоимость услуг централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения покрывает расходы себестоимости на их производство и транспортировку лишь на 50-60%. Убытки предприятий отрасли уже составляют примерно 10 млрд грн, кредиторская задолженность предприятий ЖКХ превышает 20 млрд грн, а дебиторская - около 14 млрд грн.
Кроме того, финансирование отрасли из государственного бюджета тоже нельзя назвать профицитным. Потребности отрасли уже давно перешли отметку в 500 млрд грн, но на финансирование общегосударственных программ и выплату субвенций на развитие отрасли в госбюджете - 2013 заложено лишь 6,1 млрд грн. По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, по состоянию на 29 ноября текущего года, из них профинансировано лишь 1,05 млрд грн. В проекте госбюджета на 2014 год пока предусмотрено не более 1,6 млрд грн на все три сектора: ЖКХ, строительство и региональное развитие. Таким образом, государству не хватает средств на дотирование отрасли, а стоимость энергоносителей растет. Как следствие, убытки предприятий ЖКХ составляют 10 млрд грн, кредиторская задолженность предприятий ЖКХ превышает 20 млрд грн, а дебиторская - 14 млрд грн.
Читайте также: Итоги года: ЖКХ оставили без денег
При таких обстоятельствах, правительство неоднократно заявлял о том, что стоимость коммунальных услуг для бытовых абонентов будет повышена на 50%. Однако, динамика роста тарифов будет поэтапной. Первый этап повышения стоимости газа, электроэнергии для населения уже прошел в 2011 году. Тогда тарифы для населения были увеличены на 30%. Следующий - повышение тарифов на тепло и воду - стоило ожидать в 2013 году, после окончания предвыборной кампании в Украине. Но этого не произошло, опять же по политическим причинам. Кроме того, после подписания в декабре нового газового соглашения между Украиной и Россией о снижении стоимости газа с 411 долл. за тысячу кубометров - до 268,5 долл за тыс кубометров, и в связи с получением займов от РФ в размере 15 млрд долл., правительство пообещало снова сдержать рост тарифов на коммунальные услуги. К тому же не стоит забывать, что следующий 2014 год - снова предвыборный.
Усиление политической составляющей в тарифах
Препятствует выведению отрасли из кризиса и установлению рентабельных тарифов на жилищно-коммунальные услуги излишняя заполитизированность процедуры тарифообразования. Для того, чтобы услуги естественных монополистов продавались по законам экономики, а не по законам политических предпочтений, органы местной власти были лишены полномочий по определению стоимости коммунальных услуг. Вместо них, тарифы предприятиям отрасли для всех категорий потребителей с января 2012 года определяет специально созданный национальный регулятор. Однако, до сих пор стоимость услуг еще далек от уровня окупаемости. В 2013 году отраслевому регулятору удалось усилить свои позиции, разработать методологическую базу, отработать алгоритм механизмов работы, однако, тарифы и до сих пор не соответствуют уровню окупаемости. Прежде всего потому, что регулятор определяет себестоимость гигакалории тепла и кубометра воды, а тарифы на услуги водо - и теплоснабжения, все же формируют местные власти, которые не заинтересованы в росте стоимости услуг. К тому же в стране действует крайне забюрократизирован механизм предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ: не все могут им воспользоваться, и количество средств в бюджете на предоставление таких льгот ограничена.
Вложения в ремонт
Масштабная кампания, проводимая властями по популяризации объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищных кооперативов свидетельствует о том, что государство не в состоянии профинансировать реконструкцию жилого фонда страны. Последние законодательные инициативы парламента и правительства (кстати пока что провальные) свидетельствуют о том, что ОСМД передадут в собственность земельные участки и в управление придомовые территории, закрепят право объединений как юрлиц расплачиваться за услуги ЖКХ как для населения, а в будущем - объединения обещают отнести к разряду благонадежных заемщиков. Все это предпосылки для того, чтобы ответственность за состояние своих домов несли сами жители. В перспективе совладельцев многоэтажек могут обязать обслуживать и ремонтировать внутридомовые сети. В связи с тем, что темпы передачи жилфонда в управление жильцам не очень высокие - сейчас в Украине около 17 тыс. ОСМД при 200-тысячном многоквартирном жилищном фонде - в перспективе парламент может отменить добровольное членство в объединении. Таким образом, при создании кондоминиума в доме - автоматически все жители становятся его участниками.