ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеЭнергосбережение пошло ко дну

Энергосбережение пошло ко дну

Общей проблемой энергосбережения и энергоэффективности в Украине является высокая энергоемкость продукции, что является следствием существенного технологического отставания экономики государства от уровня развитых стран.

В жилищно-коммунальном хозяйстве потребляется 44% энергетических ресурсов. Затраты энергоресурсов на единицу произведенной продукции и предоставленных коммунальных услуг более чем в 1,5 раза превышают зарубежные показатели.

Водопроводно-канализационное хозяйство - крупнейший потребитель электроэнергии в коммунальной сфере. На долю водоканалов ежегодно приходится около 5 млрд. кВт*ч, а 75% от общеотраслевого потребления и почти 4% от общего количества электропотребления в Украине. При этом, замене нуждается 7% насосных станций и 98% насосных агрегатов, а потери электроэнергии при очистке сточных вод составляют более 25%, из-за нерационального использования воды - до 30%, дополнительные затраты электроэнергии - до 1,1 млрд. кВт*ч ежегодно. Неудовлетворительное техническое состояние сетей и насосного оборудования влечет потери электроэнергии, которыми потребляется, до 40%.

В такой критической ситуации с целью сокращения энергетических затрат в отрасли ЖКХ различными органами государственной власти в Украине были разработаны программы энергоэффективности и энергосбережения.

Приказом МинЖКХ Украины от 10.11.2009 года №352 была утверждена отраслевая Программа энергоэффективности и энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2010-2014 годы, одной из главных задач которой является определение и реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности и энергосбережения в подотраслях ЖКХ.

Читайте также: Четыре причины неэффективного ЖКХ

Государственную целевую программу энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010-2015 годы была утверждена постановлением правительства в марте 2010 года. Основной целью документа является снижение уровня энергоемкости валового внутреннего продукта в течение срока действия Программы на 20% по сравнению с 2008 годом (ежегодно на 3,3%).

Ориентировочный объем финансирования Программы составляет 346 млрд грн, в том числе 7,7 млрд грн - за счет государственного бюджета, 15 млрд грн - за счет местных бюджетов, 323,3 млн грн - за счет других источников.

Проблемы, требующие решения:

Предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства не обеспечено в полном объеме учет воды, что приводит к сокрытию реальных объемов ее добычи, подготовки и транспортировки и не дает возможности определить фактические удельные затраты электроэнергии на производство 1 куб м воды.

Реализация мероприятий по энергосбережению тормозится из-за отсутствия финансовых ресурсов.

Общие объемы кредиторской задолженности за электроэнергию предприятий водопроводно-канализационного хозяйства за 2012 увеличились на 214,8 млн грн (13,9%) по сравнению с предыдущим годом, и по состоянию на 1 января 2013 составили 3,9 млрд грн. Наибольшая кредиторская задолженность по сравнению с общей по Украине зафиксирована в Днепропетровской, Луганской, Харьковской областях и в Киеве. Сумма убытков предприятий водопроводно-канализационного хозяйства за 2013 составила почти 4 млрд грн. Государственная тарифная политика, и тарифная политика на местах не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Установлены тарифы на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения не только не включают инвестиционной составляющей, как это предусмотрено Правилами формирования тарифов на эти услуги, но и не возмещают их себестоимости.

Читайте также: Гормон роста тарифов

Утверждены тарифы на услуги централизованного водоснабжения возмещают себестоимость в среднем лишь на 63,6%. Энергозатраты в составе себестоимости услуг выросли в 2012 году на 14%.

В условиях дефицита государственного, областных и местных бюджетов практически не выделяются средства на выполнение мероприятий и общегосударственных программ по энергосбережению и развитие водопроводно-канализационного хозяйства. А если и выделяются, то порядки использования средств государственного бюджета выписываются таким образом, чтобы бюджетные средства нельзя было использовать в сроки, предусмотренные законодательством. Так, например, в 2012 году КМУ утвердил Порядок использования средств, предусмотренных в госбюджете по программе «Обустройство многоквартирных домов современными средствами учета и регулирования воды и тепловой энергии (далее - средства)».

Получателями бюджетных средств могут быть субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере строительства и ЖКХ (далее - деятельность), если они имеют, в частности, отсутствие просроченной задолженности по предоставленным банками кредитам и если их деятельность безубыточна.

Таким образом, несмотря на 100% убыточности всех водоснабжающих предприятий, правительство оставил их возможности участвовать в выполнении этой программы. Счетчики устанавливали частные строительные фирмы, которые потом не знали, что делать с установленными приборами, поскольку этим порядком предусмотрено передаче их на баланс предприятий ЖКХ, что противоречит ст. 78 Гражданского кодекса Украины.

По отдельным исключением не решаются вопросы привлечения инвестиций (в т.ч. частных и иностранных) и банковских кредитов в водопроводно-канализационное хозяйство. Порядком конкурсного отбора инвестиционных проектов для предоставления кредитов, предусмотренных для коммунальных предприятий, которые должны быть отобраны для участия в Проекте развития городской инфраструктуры, утвержденным приказом МинЖКХ от 07.07.08 №206, содержит в себе следующие условия участия в конкурсе, для 95% коммунальных предприятий участие в конкурсе является невозможной (необходимо предоставить информацию о наличии непогашенных кредитов, займов, задолженности).

Читайте также: Энергоэффективные инвестиции в ЖКХ

Не приобретает распространение практика материального поощрения коллективов и отдельных работников предприятий за экономию топливно-энергетических ресурсов, сокращаются штат сотрудников.

На местах не принимаются меры для повышения ответственности руководителей предприятий водопроводно-канализационного хозяйства за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, в частности путем включения в заключенные с ними контракты показателей снижения удельных затрат, подготовки и внедрения бизнес-планов развития предприятий, инновационно-инвестиционных проектов.

В условиях дефицита бюджетного финансирования, местные органы самоуправления прибегают к откровенно незаконных действий. Например, в Винницкой области для упрощения возможности финансирования коммунальных предприятий и топливных хозяйств объектов бюджетной и социальной сфер в области по решению сессии областного совета создано коммунальное предприятие «Областной фонд содействия инвестициям и строительству». На баланс этого предприятия по решению облсовета были переданы все предприятия, производящие тепловую энергию и осуществляют водоснабжения.

Указанное предприятие может получать кредитные ресурсы в коммерческих банках под залог имущества, перечень которого утвержден решением облсовета. Указанные финансовые ресурсы направляются на приобретение энергоэффективного оборудования и передачи его на правах аренды, бюджетным учреждениям и коммунальным предприятиям, управление которыми осуществляет облсовет. Из полученной экономии энергоресурсов от применения переданного в аренду до погашения кредита энергоэффективного оборудования соответствующие организации и учреждения погашают кредит. Такое отчуждение основных фондов предприятий прямо противоречит Закону Украины «О местном самоуправлении», Хозяйственному кодексу Украины, Антимонопольном законодательству Украины.

Центральные и местные органы исполнительной власти, которые разработали отраслевые и региональные программы и номинально являются ответственными за их выполнение, не имеют реальных рычагов влияния на реализацию мероприятий указанных программ. Это является следствием того, что подавляющее большинство энергоэффективных мероприятий региональных и отраслевых программ должна реализовываться на предприятиях частной формы собственности. Более того, соответствующие органы исполнительной власти не во всех случаях могут получать информацию об эффективности реализации соответствующих проектов в рамках указанных программ.

В основном, владельцы предприятия пытаются осуществлять меры по обновлению основных фондов и модернизации производства не за счет собственных средств, а путем широкого использования различных видов государственной поддержки (получение налоговых льгот и преференций, предоставления государственных гарантий под кредитные линии и т.д.), при этом на государственном уровне отсутствует система мониторинга эффективности такой поддержки.

Читайте также: Как лечить энергетическую зависимость?

Исходя из результатов выполнения указанных программ и многолетней динамики показателей энергоемкости основных видов работ (оказания услуг), можно сделать вывод, что работы по повышению энергоэффективности недостаточно эффективны. Необходимо отметить, что сами по себе программы это комплексный набор энергоэффективных мероприятий, которые должны реализовываться на предприятиях различных форм собственности (преимущественно частной), а также объектам социальной и бюджетной сферы.

В условиях, когда государство не имеет реального влияния на предприятия частной формы собственности, реальным рычагом и средством воздействия должно стать механизм государственно-частного партнерства, о положительном результате применения которого свидетельствует опыт передовых стран мира.

На сегодня законодательством Украины предусмотрено несколько видов государственной поддержки в сфере энергоэффективности, которая может предоставляться предприятиям: прямое бюджетное финансирование;  освобождение от НДС, ввозной пошлины, освобождение части прибыли от налогообложения; установление специального тарифа на электроэнергию; предоставление государственных гарантий под кредитные линии, взятые в кредитных учреждениях.

Предоставление такой поддержки должно обусловливаться принятием на себя субъектами хозяйствования хотят ее получать, определенных обязательств, в том числе касающиеся повышения уровня эффективности использования энергетических ресурсов и развития возобновляемых источников энергии. Главным элементом такого механизма должны стать добровольное обязательство субъектов хозяйствования по соблюдению показателей энергоемкости производства единицы продукции (оказанных услуг), которые должны быть заложены в соответствующих национальных стандартах Украины, и/или обязательства по разработке и/или использование определенного объема энергоресурсов из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.

Практическая реализация механизма государственно-частного партнерства должно предусматривать заключение двусторонних соглашений, которыми предусматривается предоставление государственной поддержки субъектам хозяйствования в обмен на их конкретные обязательства. Сейчас такой вид ГЧП как соглашение о разделе продукции вообще не используется в ЖКХ. Концессия, совместная деятельность, соглашения о разделе продукции - будущее ЖКХ и будущее энергоэффективности.

 
Комментарии (2)
Иван Смольный
20 марта 2013 г. 19:03
Ну що ж Ви Пане Москалуку доброго Пана Андрія зі світу зжити хочете? У президенти пропонуєте! 2015 на носі і шуткувати треба з оглядкою! :-(((( Далеко не всі "шутку-юмару" розуміють. Та навіть якщо вибируть. Втратимо фахового спеціаліста! Щодо того, хто й про що мовчить. Гроші Пане Москалику, гроші - ось що головне для асоціацій, об'єднань та інших "єднань" Всі вони проїдають або державний , або місцевий бюджети, та реально для цього й створені.
Иван Смольный
20 марта 2013 г. 19:06
Сорри за викривлене прізвище . Описка.