ГлавнаяПубликацииАналитикаКоммунальных теплоэнергетиков обложили данью

Коммунальных теплоэнергетиков обложили данью

Теплокоммунэнерго при осуществлении расчетов объемов потребленного природного газа для поставки тепловой энергии населению находятся в ситуации «юридических качелей». Контролирующие органы охотно выписывают миллионные штрафы.
Начиная с 2010 года, фактически уже третий год подряд, отечественные предприятия теплокоммунэнерго при осуществлении расчетов объемов потребленного природного газа для выработки, транспортировки и поставки тепловой энергии населению находятся в ситуации «юридических качелей» и правовой неопределенности. На практике это приводит к тому, что контролирующие органы охотно выписывают миллионные штрафные санкции за применение одного акта и не применения другого.
 
Дело в том, что согласно постановлению Кабинета Министров №869, которым утвержден, Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, при формировании тарифов на тепловую энергию в состав планируемой производственной себестоимости тепловой энергии, ее производства, транспортировки, поставки включаются расходы на приобретение топлива (газа, мазута, угля, торфа, других видов технологического топлива) и электрической энергии для технологических нужд, с учетом действующих цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы.
 
Действующая цена природного газа для производства тепловой энергии на нужды населения утверждена постановлением Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ) №813, которым установлен предельный уровень цены на природный газ для субъектов хозяйствования, производящих тепловую энергию, исходя из объема природного газа, который используется для производства и предоставления населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Эта норма действует при условии ведения такими субъектами отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды, на уровне 1,31 тыс. грн/тыс. куб.м с учетом НДС те других сборов.
 
При этом указано, что эта цена природного газа максимально допустимой при расчетах с указанной категорией потребителей природного газа и должна применяться на все объемы природного газа, в том числе и на объемы природного газа, которые используются на производственно-технологические и собственные нужды (включая потери тепловой энергии в сетях) предприятий теплоэнергетики.
 
Почти одновременно с этим, в июле 2010 года Министерство топлива и энергетики приняло знаменитый приказ №288, которым утвердило Методику определения объемов природного газа, которые используются для производства тепловой энергии для населения в случае, если субъекты хозяйствования осуществляют поставку тепловой энергии различным категориям потребителей. Этот приказ является нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения для субъектов хозяйствования различных форм собственности, которые используют природный газ для производства тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, и указано в п.2 настоящего приказа.
Приложение 4 к Методике №288 содержит формулу расчета объема потребленного природного газа, которая не предусматривает включения в него объема газа для выработки тепловой энергии, которая была использована для технологических нужд, а также объем газа для выработки тепловой энергии, которая теряется в сетях согласно нормативам. Следовательно, к предельной цены не включен полный объем производства тепловой энергии для нужд населения, а входит только та часть тепловой энергии («полезный отпуск»), которая употреблена населением до точки продажи (наружная стена жилого дома).
 
Таким образом, при формировании предельного уровня цены на природный газ для соответствующих предприятий не учитывается объем тепловой энергии, при транспортировке по трубопроводам теряется согласно установленным и утвержденным технологическим нормативам. 
 
Поэтому на сегодня предприятия вынуждены закупать природный газ на производство части тепловой энергии для нужд населения, теряется согласно технологических нормативов в процессе транспортировки по цене 3,89 грн/тыс. куб. м (без НДС), что фактически равняется цене производства тепловой энергии для бюджетных и других потребителей.
 
Таким образом, по данным Госстата, дополнительные убытки предприятий теплоэнергетики только за 2012 год, связанные с применением цены природного газа для различных категорий потребителей при производстве и реализации тепловой энергии населению, которые относятся к фактическим расходам, составили 3283 млн грн. Указанные дополнительные убытки приводят к существенному финансовой нагрузки на теплогенерирующие предприятия, что в свою очередь, негативно влияет на развитие системы теплоснабжения в целом и технического состояния сетей в частности.
 
Кроме этого, контролирующие органы вроде Государственной финансовой инспекции, в поле зрения которых коммунальные предприятия всегда занимали особое место, пользуясь ситуацией правовой коллизии, во время ревизий делают выводы о защищенности полной планируемой себестоимости в тарифах на тепловую энергию, так как считают, что природный газ на производство части тепловой энергии для нужд населения, теряется согласно технологических нормативов в процессе транспортировки должна включаться в тариф и приобретаться по цене не выше цены, установленной постановлением НКРЭ №803 от 13.07.2010 года.
Читайте также: Борьба за тепло
Анализируя эту проблемную ситуацию, которая приводит к получению коммунальными предприятиями дополнительных убытков и применения необязательных финансовых санкций контролирующими органами, можно придти к выводу, что на практике мы имеем обычный конфликт интересов между профильными министерствами и другими центральными органами исполнительной власти по расчетам объема потребленного природного газа. Попробуем выслушать аргументы всех сторон.
 
Нацкомуслуг
 
В целом понимая, что в силу норм Методики 288 предприятия теплоэнергетики вынуждены закупать природный газ для производства части тепловой энергии на нужды населения, теряется в процессе транспортировки тепловыми сетями, по цене 3885 грн/тыс. м куб. без НДС, как для производства тепловой энергии на нужды бюджетных и других потребителей, без соответствующего источника финансирования, в своем разъяснении от 23.01.2013 года Нацкомуслуг отмечает, что Комиссия не имеет полномочий и средств регуляторного влияния по заключению договоров на поставку природного газа для предприятий, осуществляющих производство тепловой энергии, а потому за защитой своих прав и внесении изменений в договоры о поставках природного газа рекомендует обращаться в Хозяйственный суд г. Киева.
 
Госпредпринимательство
 
Решением от 29.10.2012 года №6 Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства было предложено Минтопэнерго в двухмесячный срок внести изменения в Методику №288 в части определения объемов природного газа, который используется для производства и реализации тепловой энергии для населения с учетом нормативных технологических потерь по цене как для населения. Письмом от 11.01.2013 года №2 в адрес Межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский сообщил, что двухмесячный срок исполнения решения о необходимости устранения нарушений принципов государственной регуляторной политики закончилось, а информации относительно принятого решения об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении Госкомпредпринимательства не имеет. Учитывая указанное, действие Методики №288 считается приостановленным с 30 декабря 2012 года.
 
НАК «Нафтогаз Украины»
 
В ситуации, когда реализация формулы расчета объема потребленного газа, которая содержится в приложении №4 к Методике 288, на практике приводит к увеличению доходов (еще бы, ведь газ, который идет на потери и технологические нужды накуповуеться по цене, втрое выше установленной НКРЭ) НАК «Нафтогаз Украины» начал вносить в договоры с теплокоммунэнерго на поставку природного газа обязательный пункт о том, что количество газа, которое подается покупателю определяется по показаниям коммерческих узлов учета газа покупателя и в соответствии с требованиями приказа Минтопэнерго от 15.07.2010 №288.
 
Кроме этого, НАК «Нафтогаз Украины» обратилось в Окружной административный суд города Киева с с иском к Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, третье лицо на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Министерство энергетики и угольной промышленности о признании противоправным и отмене решения от 29.10.2012 №6 "О необходимости устранения Министерством энергетики и угольной промышленности Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
 
Позиция судов общей и специальной юрисдикции
 
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД
Днепропетровской ОБЛАСТИ
Дело № 32/5005/9762/2012
По иску Открытого акционерного общества «Днепрогаз», г. Днепропетровск
К: Коммунального предприятия «Теплоэнерго» Днепропетровского городского совета, г. Днепропетровск
О взыскании 75957311, 18 грн.
 
«В соответствии со ст. 525 ЦК Украины односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона. Но, как уместно указывает истец, по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений положения Методики №288 не содержат норм, позволяющих проводить распределение расходов на производственно-технологические и собственные нужды на категорию «население», а потому до времени внесения таких изменений в Методику поставщикам природного газа и субъектам хозяйствования, производящих тепловую энергию, следует руководствоваться предписаниями действующего законодательства и условиями соответствующих договоров. На основании изложенного, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить в полном объеме».
 
Итак, у предприятий теплокоммунэнерго из этой ситуации есть два выхода: либо не подписывать договоры с НАК «Нафтогаз Украины» на поставку природного газа, содержащие положения об обязательном использовании формул Методики №288, или подписать такие договоры и искусственно увеличить размер своих убытков. Что один, что второй выход своим следствием предусматривает уголовную ответственность руководителя предприятия или за срыв отопительного сезона из-за отсутствия подписанного договора, или за доведение предприятия до банкротства из-за увеличения убытков. А что Вы выберете для себя?
 
Комментарии (3)
Sergiy1
26 апреля 2013 г. 13:27
Заплативши за газ за рішенням судів та штрафи і пені підприємство не виплачує заробітну плату.Знову кримінальна відповідальність.Тому тариф на теплову енергію має бути економічно обгрунтований для чого необхідно внести зміни до постанови 869 та виключити політичну складову. А різницю в тарифах, пільги та субсидії на тарифи комунальних послуг має як і сьогодні отримувати з державного бюджету місцева влада та прозоро розподілити між виконавцями послуг та споживачами цих послуг. Які в свою чергу розрахуються за спожиту теплову енергію.Тільки для того щоб розраховувалися- пора і владу застосувати до неплатників у повній відповідності до договорів, які обовязково мають бути укладені по постанові 630.
Иван Смольный2
27 апреля 2013 г. 01:48
Повністю підтримую викладене автором. Є така проблема і є досить прості шляхи її вирішення. Але. Олігархічні інтереси переважають. Державні регуляторні та контролюючи інститути находяться під тиском різних груп впливу,генеруючи відповідні, вигідні групам НПА. Звідсіль і колізії. А "Сім'я" поки що стоїть осторонь і не хоче різко втручатися у бодання поміж групами Ахметова та Фірташа. Але мабуть прийдеться. Підприємства теплоенергетики - фактичні банкрути. Їх узагальнена кредиторка в рази перевищує дебіторську заборгованість. При цьому, підприємства економлять як тільки можуть. Наприклад найкрупніше з Дніпропетровських теплоенерго - КП "Дніпропетровські міські теплові мережі" економлячи ФЗП, під тиском міськради перейшло на 7 часовий р.д. при чотирьох денній неділі. А надалі може перейти й на трьох денну неділю (як у минулому році)! На додаток працівників примушують брати два дні у місяць "за свій рахунок". Виникає питання, як при такому графіку роботи можна належним чином підготуватися до нового сезону?! Повертаючись до основної теми. Вважаю, що ціна газу для всіх категорій споживачів має бути ОДНАКОВОЮ. А соціальні аспекти такого ціноутворення мають регулюватися за допомогою діючого механізму субсидування.
Андрій Осадчий1
30 апреля 2013 г. 10:13
http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/30894336 Нафтогаз получил болт на 48 от окружного административного суда г. Киева