ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХИтоги года: тарифы ЖКХ - курс на увеличение

Итоги года: тарифы ЖКХ - курс на увеличение

«Украина Коммунальная» начинает серию итоговых публикаций, в которых мы напомним нашим читателям, чем был ознаменован этот год, и с чем им предстоит столкнуться в наступающем.

Уходящий 2012 год не скупился и щедро одарил Украину значимыми и знаковыми событиями. Для отраслей ЖКХ и энергетики – их было особенно много. И следующий, 2013 год, вполне можно смело назвать годом результатов и последствий, в которых еще украинцам предстоит разобраться. «Украина Коммунальная» начинает серию итоговых публикаций, в которых мы напомним нашим читателям, чем был ознаменован этот год, и с чем им предстоит столкнуться в наступающем.

Одной из важнейших тем, которая на протяжении всего 2012 года держала в напряжении всю Украину, это, разумеется тарифная политика Украины. Весь год потребители, как население, так и небытовые абоненты, провели в ожидании обещанного тарифного роста, или скорее, правильно будет сказать тарифного взлета. Позитивную динамику (с математической точки зрения) правительство нам обещало в стоимости основных коммунальных услуг: водо- и теплоснабжения, а также газа и электроэнергии. Такие меры в Кабинете Министров считают вынужденными. В течении года неоднократно звучали из уст высокопоставленных чиновников две ключевые причины, которые провоцируют государство на увеличение стоимости жилищного-коммунальных услуг. Одна из них – требования Международного валютного фонда на 50% увеличить стоимость газа и тепловой энергии для всех категорий потребителей. Вторая – необходимость экономического обоснования цены на услуги, поскольку действующие тарифы не покрывают затрат (в частности, энергосоставляющей) на их производство.

Читайте также: Российский газ для Украины не подешевеет

Вместе с тем, выполнить прогнозы о тарифном росте власти в текущем году так и не смогли. Как всегда в тарифную политику вмешалась политика государственная. И октябрьские выборы в парламент существенно затормозили, как выполнение требований МВФ, так и позволили закрыть глаза на тяжелое финансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ, и сдержать повышение стоимости их услуг.

В текущем году, украинцы так и не дождались обещанного повышения цены природного газа, которое планировали вводить поэтапно: тарифы на газ для населения должны были увеличится сначала на 20%, а потом еще на 30%. Однако, учитывая, что этот вопрос находится под пристальным вниманием со стороны МВФ, повышение в 2013 (не предвыборном) году, скорее всего, неизбежно.

Вместе с тем, властям удалось немного улучшить ситуацию с окупаемостью тарифов в сфере водоснабжения, и одновременно, усилить финансовую нагрузку на население. Речь идет о незначительном увеличении тарифов 46 водоснабжающих предприятий, предоставляющих услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу. С 1 марта их потребители в среднем стали платить почти на 8% больше, таким образом, усредненная по стране стоимость кубометра холодной воды весной составила около 2,5 грн, а водоотвод – 2,1 грн/куб.м. Причиной повышения стало корректирование энергетической составляющей в тарифах.

Еще одно повышение стоимости электроэнергии коснулось население в мае. Тогда нацрегулятор (НКРЭ) увеличила стоимость электричества для тех, кто потребляет свыше 800 кВт/ч на 50% от уровня ежемесячного потребления 150-800 кВт/ч – до 52,7 коп./кВт/ч.

При этом, парламент вернулся к своей давней инициативе и отменил мораторий на взыскание пени с должников за услуги ЖКХ. Напомним, санкции за задолженность за услуги ЖКХ были отменены в 1996 году, и вводить их было запрещено до тех пор, пока государство не покроет перед населением долги по заработной плате. Последнего так и не произошло, а вот должникам за коммунальные услуги придется несладко в новом году. Если раньше пеня составляла 0,01% за каждый день просрочки оплаты (после 20 числа каждого календарного месяца), то в этом году чиновники и депутаты обещали вернуть даже не 0,1% штрафа. Должников ожидает вполне банковская комиссия – 3-5%, а экс-Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк предлагал и вовсе штрафовать на 100-300% долга.

Вот, пожалуй, и все, что успели сделать чиновники до начала предвыборной кампании. Однако в 2012 году произошел целый ряд событий, который будет влиять на механизмы тарифообразования и тарифную политику в дальнейшим.

Самым значимым событием можно по праву назвать начало работы в отрасли ЖКХ нацрегулятора – Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг. Стоит отметить, что создание такого органа и начало его работы вот уже 6 лет ожидают все участники отрасли – естественные монополисты, являющиеся поставщиками, производителями услуги по тепло- и водоснабжению. Однако фактическое создание Нацкомуслуг состоялось в ноябре 2011 года, когда Президент Виктор Янукович подписал соответствующий указ. До этого, 10 месяцев минувшего года, функции Комиссии выполнял другой регулятор – НКРЭ, так как создание Нацкоммуслуг было закреплено законом.

Читайте также: Национальный регулятор – сто дней... (без)деятельности

Комиссия, состоящая из 7 равноправных членов, один из них - председатель, подчиняется главе государства и подотчетна Верховной Раде. В сферу ее компетенции входят лицензирование трех видов деятельности, а именно: производство, транспортировка и поставка тепловой энергии и воды. В соответствии с лицензионными условиями, регулятор устанавливает тарифы, контролирует и проверяет работу предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода, предоставляющих услуги не менее 40 тыс. бытовых потребителей, или предприятиям, системы водоснабжения которых расположены на территории 2 и более областей. Лицензиатами регулятора также являются предприятия по производству тепловой энергии, объем отпуска которой составляет не менее 20 тыс. Гкал в год; транпортировке и поставке – не менее 18 тыс. Гкал в год. Таким образом, Нацкоммуслуг регулирует около 90% рынка водоснабжения (порядка 130 лицензиатов) и 96% сферы тепловой энергии (около 270 лицензиатов). По данным Комиссии, средние по Украине тарифы водопотребления (водоснабжения и водоотведения) покрывают затраты на 69%, а на тепло – 74%.

Первый год работы нового регулятора показал, что предприятия отрасли оказались не готовы к работе с ним. Естественным монополистам, которые активно настаивали на деполитизации тарифов со стороны местных властей и создании нацрегулятора, оказались не готовы к работе с новым органом.

Предприятиям тяжело выполнять задачи по лицусловиям, и переживать проверки регулятора. «Украина Коммунальная» неоднократно была свидетелем того, как на заседания Комиссии приходят главы предприятий, ожидая, что им утвердят тариф, однако при этом не подают свои расчеты, необходимые специалистам регулятора, чтобы установить обоснованную стоимость их услуг. Такую ситуацию сами предприятия объясняют устаревшими порядками и механизмами, утвержденными еще НКРЭ, в соответствии с которыми они должны подавать свои данные в Нацкоммуслуг. Кроме того, отрасль оказалась не готова и к государственному контролю. В течении года, корреспонденты «Украины Коммунальной» неоднократно слышали жалобы со стороны участников рынка тепла и воды на жесткие методы работы Комиссии. Справедливости ради стоит уточнить, что этот год все же стал «пробой пера» для регулятора и многие методики требуют уточнения в ходе дальнейшей работы. Кроме того, не стоит забывать, что госрегулирование естественных монополий – успешно применяемая европейская практика. Аналогичные регуляторы действуют в развитых странах Западной Европы уже не один десяток лет, а из восточных соседей Украины – позитивным примером является Россия.

Несмотря на достаточно юный возраст, Нацкоммуслуг уже успела предложить коммунальной отрасли инновационные, а в чем-то и революционные, подходы к тарифообразованию.

Все мы помним тарифную эпопею в начале года, когда Президент и правительство в один голос говорили о создании единых тарифов на водопотребление по всей стране. Таким образом, власти планировали нивелировать несправедливость, которая связана с тем, что жители маловодных регионов страны платят за водоснабжение больше, чем населенные пункты, которые находятся в непосредственной близости от водоемов. Разница в цене кубометра связана с тем, что в маловодных регионах в стоимость кубометра закладывается цена электричества, которая необходима водоканалам для того, чтобы насосами буквально «докачивать» воду потребителям на большие расстояния. Уравнение тарифов по стране привело бы к тому, что предприятиям Восточной и Южной Украины не чем было бы рассчитываться за потребленный энергоресурс, а ожидать компенсации из госказны при дефицитном бюджете – бесполезно.

Таким образом, регулятор предложил использовать блочно-дифференцированную схему тарифов на воду, аналогичную действующей методике в сфере электроэнергии. В частности, предполагалось, что в 2012 году стоимость воды для различных категорий населения будет зависеть от объема ее потребления. Пятая категория, временная, должна была объединить потребителей, которые платят за воду по нормативам или показателям домового счетчика. Первые четыре — по приборам учета в квартирах.. Первый блок тарифа, планировалось, коснется граждан, ежемесячно потребляющих до 2 кубометров холодной воды. На долю этих абонентов приходится всего 3% объема воды. Принцип блочной системы в том, что с увеличением водопотребления на 4 кубометра, цены на водоснабжение растут.

Однако реализовать предложенный механизм в текущем году так и не удалось. Во-первых, для внедрения блочной системы необходим 100-процентный учет водопотребления в домах. А в отличии от сферы электроэнергии, где у абонентов полный учет потребления, на сегодня, счетчиками на воду оснащено не более 30-35% потребителей. Во-вторых, не стоит забывать и политической составляющей: год парламентских выборов все же не самый удачный для введения новых методов тарифообразования. Впрочем, это далеко не означает, что блочно-дифференцированная схема не будет реализована в сфере водоснабжения в 2013 году.

Вместе с тем, к концу года Нацкоммуслуг все таки разработало новую систему тарифообразования - RAB-метод, - которая, при успешном ее внедрении, будет способствовать 2 революционным изменениям в отрасли. Стимулирующее регулирование, (а именно о нем идет речь), избавит госбюджет страны от ежегодной многомиллиардной нагрузки, - выплаты компенсации предприятиям отрасли за тарифную разницу. Разница, как известно, покрывается между реальной (рыночной) стоимостью энергоносителей, и той ценой на газ и электроэнергию, которую коммунальные предприятия закладывают в тариф для населения. Только в текущем году, перекрестное субсидирование отняло у бюджета не малую сумму: сначала было запланировано 6,9 млрд грн, но их оказалось недостаточно для того, чтобы предприятия тепло- и водоснабжения рассчитались с энергетиками. И правительству пришлось просить парламентариев выделить на выплату компенсации еще 7,7 млрд грн бюджетных средств. К слову, эту сумму государство привлекло за счет внешних займов.

Читайте также: RAB не всегда означает рабство

Вторым изменением можно считать и то, что новая методика позволит предприятиям привлекать инвестиции на модернизацию устаревшего и энергоемкого оборудования. Действующая формула «затраты плюс рентабельность», не стимулируют предприятия к инвестированию средств в энергосбережение. «Получается, что чем выше уровень затрат, тем выше уровень рентабельности. Соответственно, у предприятия отсутствуют какие-либо стимулы для снижения доли операционных затрат, - разъясняет директор Департамента стратегического планирования и развития в сфере коммунальных услуг Нацкоммуслуг Дмитрий Арлачев. – Для изменения ситуации в сегменте естественных монополий необходимо создать искусственную основу для конкуренции, то есть, вводить так называемого виртуального участника рынка, что станет стимулом к сокращению уровня затрат для всех игроков отрасли».

RAB-метод повлияет и на изменение работы самого регулятора. Нацкоммуслуг придется отказаться от полного нормирования работы предприятий и перейти на новый регуляторный режим. То есть, тарифы для предприятий, имеющих лицензию на транспортировку тепловой энергии и предоставлению услуг централизованного водоснабжения и водоотвода, будут устанавливаться на долгосрочный регуляторный период. Первый такой период составит 3 года, последующие - 5 лет. Кроме того, комиссия откажется от жесткого ограничения рентабельности компаний, и будет устанавливать требования к уровню доходности. Сейчас предприятия-лицензиаты могут заложить в тариф не более 3% прибыли. Новая методика формирования тарифов позволит лицензиату получать доход на инвестированный капитал, при этом пропорциональная связь между прибылью компании и ее затратами будет разорвана.

Однако ожидать массового перехода предприятий отрасли на RAB-регулирование в 2013 году не стоит. Во-первых, монополистам, да и регулятору придется научиться работать по новой схеме, соответственно, придется разрабатывать новые методики отчетности, расчетов и т.д. Во-вторых, внедрение стимулирующего регулирования невозможно без полного учета как отпускаемого, так и потребляемого ресурса. А с наличием счетчиков пока проблемы не только у бытовых потребителей, но и у самих предприятий отрасли. В-третьих, остается открытым вопрос, какими станут тарифы на тепло и воду для населения, после перехода на новый метод. Текущий год показал, что механизм выплаты субсидий тем гражданам, чьи затраты на услуги ЖКХ превышают 10% их совокупного дохода – не эффективен. В январе-октябре, по данным Госстата, за субсидиями обратилось 440 тыс. украинских семей, однако получили их лишь 340 тыс. Возможно, новая методика тарифного регулирования ускорит монетизацию льгот, или заставит власти искать иные механизмы социальной защиты.

Пока же предприятиям отрасли предложен механизм, который позволяет им заложить в тариф средства на модернизацию основных мощностей. Для этого они должны подать регулятору инвестпрограмму, и обосновать свои затраты на энергосбережение. Впрочем, наличие инвестиционной составляющей все же не является обязательным условием для утверждения тарифов теплоснабжающим предприятиям. Последние и вовсе могут отказаться от реализации инвестпрограмм, а, соответственно, и от учета в стоимости их услуг средств на их реализацию. В этом случае, инвестсоставляющая будет компенсироваться за счет амортизационных отчислений. Однако, если лицензиаты все же намерены предусмотреть средства на энергоэффективность (а таких предприятий большинство), им необходимо подать на рассмотрение Комиссии два пакета документов: расчет тарифа и инвестпрограмму. Процесс утверждения тарифов тормозится как раз из-за того, что ненадлежащая подача документов, или вовсе их отсутствие, не дают возможности регулятору утвердить инвестпрограмму, соответственно, и тариф.

Таким образом, в наступающем году, украинцам стоит ждать неизбежного повышения тарифов на газ, изменение тарифов на тепло и воду, возможно так же в сторону увеличения. Не стоит ожидать увеличения выплаты субсидий и льгот на покрытие стоимости услуг ЖКХ, и все же не измениться качество предоставляемых услуг. 

 
Комментарии (0)