ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
«Великолепная семерка»: одна реформа ЖКХ и шесть Министров
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Реформировать ЖКХ украинские власти надумали в 2009 году. Именно тогда была принята соответствующая Программа и заложено многомиллиардное финансирование. Алексей Кучеренко, Александр Попов, Юрий Хиврич, Виктор Тихонов, Анатолий Близнюк, Геннадий Темник – Министры (5 бывших и 1 действующий), которые несут ответственность за реализацию реформы. О том, как им это удалось разбиралась и вспоминала «У.К.».
А нужен ли Украине такой Минрегион?
«Если программа реформирования не будет реализована, МинЖКХ в этой стране не нужно», - амбициозно ответил мне в марте 2010 года во время интервью новоназначенный тогда на должность главы профильного ведомства - Министерства по вопросам ЖКХ - Александр Попов. Сейчас 2013 год и Министерство сменило название, объединив в сфере своей профессиональной компетенции и полномочий три жизненноважных сферы, – ЖКХ, строительство и региональное развитие, а риторика «стоящих у руля» отрасли чиновников не изменилась. Напротив, только и слышно «модернизировали», «укрепили», «профинансировали» и рефреном – реформа, реформа, реформа ЖКХ…
Реформа ЖКХ, точнее шестилетняя стратегия ее реализации в Украине есть. Правда, по большей части на бумаге. Она была утверждена парламентом и подписана Президентом Виктором Ющенко в июле 2009 года. Суть этого документа, на котором я подробнее остановлюсь ниже, можно свести к нескольким вполне рациональным тезисам: полный учет потребляемых ресурсов и энергии, передача управления многоквартирным жилфондом эффективному собственнику, то есть, нам - гражданам Украины, господдержка и субвенции на модернизацию многоквартирных домов и предприятий отрасли, создание инвестиционного климата, формирование адекватной нормативной и законодательной базы, дерегуляция системы управления в отрасли. На все про все – 23,4 млрд грн бюджетных средств, целевое использование которых должно было привести к выведению предприятий тепло- и водоснабжения на уровень окупаемости, с рентабельностью 7-12% чистого дохода, к отремонтированной и переданной в управление жилищным объединениям 50% площади жилфонда страны, к стопроцентному коммерческому учету, к развитию конкуренции на смежных с монопольными рынках, к переходу на обоснованные экономикой тарифы на коммунальные услуги.
Читайте также: Украина провалила реформу теплоснабжения
Это не цитаты из утопических философских трактатов. Это нормы, закрепленные Законом Украины. Законом, который на протяжение вот уже 5 лет никто не выполняет. Не выполняет его парламент, который не фиксирует ежегодно в госбюджете защищенные этим законом статьи расходов на реализацию программы, не выполняет его Кабинет Министров, хотя бы потому, что забывает о Программе при формировании госбюджета на следующий год, как следствие, не выполняет его и Минрегион, местные власти… Следующий, 2014 год – последний год действия Программы реформирования. Пробуем подвести итоги выполнения, а точнее, полного провала реформы отрасли. Думаю, эта статья и будет ответом на амбициозное утверждение одного из теперь уже экс-Министров о том, насколько стране нужна такая работа профильного Министерства.
Борьба Министров
Рассмотрение и принятие в тогдашнем парламенте действующего закона № 1869-15, которым в июле 2009 года была утверждена Общегосударственная программа реформирования и развития ЖКХ до 2014 года, помниться мне, сопровождались «ожесточенным боями» и в сессионном зале, и на заседаниях Комитета Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики.
История принятия закона, которым предложена невыполненная Программа реформы, заслуживает внимания хотя бы потому, что изначально этот документ был инициативой коалиционного правительства. В частности, разработчиком являлось МинЖКХ (возглавлял ведомство тогда Алексей Кучеренко). Политические оппоненты (оппозиция была представлена депутатами фракции «Партия регионов») занимала «стратегические боевые высоты» в профильном парламентском Комитете (председательствовал – Владимир Рыбак, а его заместителем был Александр Попов, в 2007 году завершивший свою каденцию на должности Министра по вопросам ЖКХ).
Из тех трех ключевых заседаний Комитета, на которых после регистрации в Раде обсуждался проект будущей несостоявшейся реформы, и на которых я имела честь присутствовать, законопроект неоднократно «топили» и вновь реанимировали. Основной контраргумент со стороны тогдашней оппозиции (депутаты – «регионалы») был представлен в виде собственного варианта Программы.
Руководство Комитета своим документом предложило увеличить бюджетное финансирование на реализацию реформы ЖКХ, и закрепить в качестве дополнительных источников финансирования для коммунальных предприятий и поставщиков тепловой энергии – специальный режим уплаты НДС (часть средств с уплаты налога планировалось направлять на счета предприятий). В сессионный зал был вынесен депутатский (оппозиционный) проект закона: его авторами являлись Владимир Рыбак и Александр Попов. Но ключевое содержание документа было наполнено нормами, предложенными тогдашним МинЖКХ. «Стоило невероятных усилий уговорить все стороны в парламенте поддержать этот закон в предвыборном 2009 году, но, так или иначе, за него проголосовало тогда более 300 народных депутатов», - рассказывает в интервью «У.К.» экс-Министр Алексей Кучеренко.
Мне из всех сопровождавших законопроект дискуссий запомнилось, что единственное, о чем принципиально не могли договориться представители власти и оппозиции – объем финансирования Программы и источники этих средств. В памяти сохранились отголоски битвы «двух титанов» - Министра при портфеле (назначенного, кстати, по коалиционной квоте, что немаловажно) Алексея Кучеренко и его предшественника на этой должности, не успевшего реализоваться, сидя в министерском кресле, Александра Попова. Последний, а с ним и команда депутатов-«регионалов», являющихся представителями Комитета, настаивали на максимальном финансировании реформы из госбюджета, а господин Кучеренко и чиновники МинЖКХ, участвующие в заседаниях, предупреждали, что «резиновая гутаперчивость» госбюджета – понятие обманчивое. Но, вместе с тем, они предлагали рассчитывать на (во многом мифические) «другие источники», такие как, например, частные инвестиции или финансирование со стороны международных финансовых организаций.
Сошлись в цене
Сошлись на госбюджетном ассигновании реформы в 23,4 млрд грн, из которых максимальное финансирование должно было приходиться на 2012 год – 6,8 млрд грн, и 5,12 млрд грн на 2013 год. Для того, чтобы было понятно, как выполняется реформа, уточню порядок цифр на примере главного финдокумента страны на этот год. В госбюджете-2013 на финансирование всего жилищно-коммунального блока предусмотрено 6,1 млрд грн. Однако, придется разочаровать тех, кто уже было подумал, что все эти средства направляются на реализацию стратегических положений реформы.
Читайте также: Популизм в ЖКХ до добра не доведет
Во-первых, львиная доля этих средств, а именно – 5,1 млрд грн, предусмотрена на выплату субвенции местным бюджетам на компенсацию предприятиям отрасли разницы в тарифах. А механизм такого дотирования не является программным пунктом реформы и закреплен отдельным законом. Еще 1,5 млн грн – средства, которые Минрегион должен направить на поиск и захоронение жертв войны и политических репрессий, что также не закреплено в Программе.
Таким образом, остается всего порядка 900 млн грн на реформаторскую деятельность. Они распределены в госбюджете на расходы, связанные с реализацией инфраструктурного проекта в сфере водообеспечения в Николаеве, координацией выполнения подобных проектов, выплатой субвенций на капитальный ремонт систем централизованного водоснабжения. Все! Ах, да. Часть этих средств предусмотрена на предотвращение техногенных катастроф и аварий в г.Славутич. Эта статья расходов не является пунктом реформы.
Ну, а теперь, во-вторых. Из заложенных бюджетных 6,1 млрд грн на финансирование ЖКХ в 2013 году, основная часть этих средств должна быть израсходована на нужды отрасли в январе-ноябре. Так, по данным Минрегиона, планы по дотированию ЖКХ на 10 месяцев составляют 5,4 млрд грн. Выделено в реалии, то есть, фактически профинансировано, всего 1,05 млрд грн. Если у меня, как у журналиста, еще оставались сомнения по поводу выполнения Программы реформирования, то могу сказать в части ее финансирования на текущий год (аналогичная картина и в предыдущие периоды) не соблюден даже минимум.
Неудивительно, что, начиная с 2009 года и до сегодня, парламент ни разу не заслушал отчет правительства о выполнении реформы ЖКХ. Хотя ежегодная отчетность в Раде для последующей координации реформаторских действий – обязательная норма, закрепленная Законом о реформе. Видимо не хотят чиновники и депутаты знать правду о том, как живет отрасль ЖКХ…Но мы хотим, чтобы знали вы!
Послесловие
О том, какие этапы реформы отрасли предусмотрены Общегосударственной программой, что не сделали украинские власти для реализации реформы, какова ее стратегия и источники финансирования, и, главное, почему Украина «провалила» реформу, и, кто должен за это нести ответственность – читайте в завтрашнем выпуске «У.К.».