ГлавнаяПубликацииАналитика«Великолепная семерка»: одна реформа ЖКХ и шесть Министров

«Великолепная семерка»: одна реформа ЖКХ и шесть Министров

Пять бывших Министров и один действующий несут ответственность за реализацию реформы ЖКХ. О том, как им это удалось разбиралась и вспоминала «У.К.». Часть 1.

Реформировать ЖКХ украинские власти надумали в 2009 году. Именно тогда была принята соответствующая Программа и заложено многомиллиардное финансирование. Алексей Кучеренко, Александр Попов, Юрий Хиврич, Виктор Тихонов, Анатолий Близнюк, Геннадий Темник – Министры (5 бывших и 1 действующий), которые несут ответственность за реализацию реформы. О том, как им это удалось разбиралась и вспоминала «У.К.».

 А нужен ли Украине такой Минрегион?

«Если программа реформирования не будет реализована, МинЖКХ в этой стране не нужно», - амбициозно ответил мне в марте 2010 года во время интервью новоназначенный тогда на должность главы профильного ведомства - Министерства по вопросам ЖКХ - Александр Попов. Сейчас 2013 год и Министерство сменило название, объединив в сфере своей профессиональной компетенции и полномочий три жизненноважных сферы, – ЖКХ, строительство и региональное развитие, а риторика «стоящих у руля» отрасли чиновников не изменилась. Напротив, только и слышно «модернизировали», «укрепили», «профинансировали» и рефреном – реформа, реформа, реформа ЖКХ…

Реформа ЖКХ, точнее шестилетняя стратегия ее реализации в Украине есть. Правда, по большей части на бумаге. Она была утверждена парламентом и подписана Президентом Виктором Ющенко в июле 2009 года. Суть этого документа, на котором я подробнее остановлюсь ниже, можно свести к нескольким вполне рациональным тезисам: полный учет потребляемых ресурсов и энергии, передача управления многоквартирным жилфондом эффективному собственнику, то есть, нам - гражданам Украины, господдержка и субвенции на модернизацию многоквартирных домов и предприятий отрасли, создание инвестиционного климата, формирование адекватной нормативной и законодательной базы, дерегуляция системы управления в отрасли. На все про все – 23,4 млрд грн бюджетных средств, целевое использование которых должно было привести к выведению предприятий тепло- и водоснабжения на уровень окупаемости, с рентабельностью 7-12% чистого дохода, к отремонтированной и переданной в управление жилищным объединениям 50% площади жилфонда страны, к стопроцентному коммерческому учету, к развитию конкуренции на смежных с монопольными рынках, к переходу на обоснованные экономикой тарифы на коммунальные услуги.

Читайте также: Украина провалила реформу теплоснабжения

Это не цитаты из утопических философских трактатов. Это нормы, закрепленные Законом Украины. Законом, который на протяжение вот уже 5 лет никто не выполняет. Не выполняет его парламент, который не фиксирует ежегодно в госбюджете защищенные этим законом статьи расходов на реализацию программы, не выполняет его Кабинет Министров, хотя бы потому, что забывает о Программе при формировании госбюджета на следующий год, как следствие, не выполняет его и Минрегион, местные власти… Следующий, 2014 год – последний год действия Программы реформирования. Пробуем подвести итоги выполнения, а точнее, полного провала реформы отрасли. Думаю, эта статья и будет ответом на амбициозное утверждение одного из теперь уже экс-Министров о том, насколько стране нужна такая работа профильного Министерства.

Борьба Министров

Рассмотрение и принятие в тогдашнем парламенте действующего закона № 1869-15, которым в июле 2009 года была утверждена Общегосударственная программа реформирования и развития ЖКХ до 2014 года, помниться мне, сопровождались «ожесточенным боями» и в сессионном зале, и на заседаниях Комитета Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики.

История принятия закона, которым предложена невыполненная Программа реформы, заслуживает внимания хотя бы потому, что изначально этот документ был инициативой коалиционного правительства. В частности, разработчиком являлось МинЖКХ (возглавлял ведомство тогда Алексей Кучеренко). Политические оппоненты (оппозиция была представлена депутатами фракции «Партия регионов») занимала «стратегические боевые высоты» в профильном парламентском Комитете (председательствовал – Владимир Рыбак, а его заместителем был Александр Попов, в 2007 году завершивший свою каденцию на должности Министра по вопросам ЖКХ).

Из тех трех ключевых заседаний Комитета, на которых после регистрации в Раде обсуждался проект будущей несостоявшейся реформы, и на которых я имела честь присутствовать, законопроект неоднократно «топили» и вновь реанимировали. Основной контраргумент со стороны тогдашней оппозиции (депутаты – «регионалы») был представлен в виде собственного варианта Программы.

Руководство Комитета своим документом предложило увеличить бюджетное финансирование на реализацию реформы ЖКХ, и закрепить в качестве дополнительных источников финансирования для коммунальных предприятий и поставщиков тепловой энергии – специальный режим уплаты НДС (часть средств с уплаты налога планировалось направлять на счета предприятий). В сессионный зал был вынесен депутатский (оппозиционный) проект закона: его авторами являлись Владимир Рыбак и Александр Попов. Но ключевое содержание документа было наполнено нормами, предложенными тогдашним МинЖКХ. «Стоило невероятных усилий уговорить все стороны в парламенте поддержать этот закон в предвыборном 2009 году, но, так или иначе, за него проголосовало тогда более 300 народных депутатов», - рассказывает в интервью «У.К.» экс-Министр Алексей Кучеренко.

Мне из всех сопровождавших законопроект дискуссий запомнилось, что единственное, о чем принципиально не могли договориться представители власти и оппозиции – объем финансирования Программы и источники этих средств. В памяти сохранились отголоски битвы «двух титанов» - Министра при портфеле (назначенного, кстати, по коалиционной квоте, что немаловажно) Алексея Кучеренко и его предшественника на этой должности, не успевшего реализоваться, сидя в министерском кресле, Александра Попова. Последний, а с ним и команда депутатов-«регионалов», являющихся представителями Комитета, настаивали на максимальном финансировании реформы из госбюджета, а господин Кучеренко и чиновники МинЖКХ, участвующие в заседаниях, предупреждали, что «резиновая гутаперчивость» госбюджета – понятие обманчивое. Но, вместе с тем, они предлагали рассчитывать на (во многом мифические) «другие источники», такие как, например, частные инвестиции или финансирование со стороны международных финансовых организаций.

Сошлись в цене

Сошлись на госбюджетном ассигновании реформы в 23,4 млрд грн, из которых максимальное финансирование должно было приходиться на 2012 год – 6,8 млрд грн, и 5,12 млрд грн на 2013 год. Для того, чтобы было понятно, как выполняется реформа, уточню порядок цифр на примере главного финдокумента страны на этот год. В госбюджете-2013 на финансирование всего жилищно-коммунального блока предусмотрено 6,1 млрд грн. Однако, придется разочаровать тех, кто уже было подумал, что все эти средства направляются на реализацию стратегических положений реформы.

Читайте также: Популизм в ЖКХ до добра не доведет

Во-первых, львиная доля этих средств, а именно – 5,1 млрд грн, предусмотрена на выплату субвенции местным бюджетам на компенсацию предприятиям отрасли разницы в тарифах. А механизм такого дотирования не является программным пунктом реформы и закреплен отдельным законом. Еще 1,5 млн грн – средства, которые Минрегион должен направить на поиск и захоронение жертв войны и политических репрессий, что также не закреплено в Программе.

Таким образом, остается всего порядка 900 млн грн на реформаторскую деятельность. Они распределены в госбюджете на расходы, связанные с реализацией инфраструктурного проекта в сфере водообеспечения в Николаеве, координацией выполнения подобных проектов, выплатой субвенций на капитальный ремонт систем централизованного водоснабжения. Все! Ах, да. Часть этих средств предусмотрена на предотвращение техногенных катастроф и аварий в г.Славутич. Эта статья расходов не является пунктом реформы.

Ну, а теперь, во-вторых. Из заложенных бюджетных 6,1 млрд грн на финансирование ЖКХ в 2013 году, основная часть этих средств должна быть израсходована на нужды отрасли в январе-ноябре. Так, по данным Минрегиона, планы по дотированию ЖКХ на 10 месяцев составляют 5,4 млрд грн. Выделено в реалии, то есть, фактически профинансировано, всего 1,05 млрд грн. Если у меня, как у журналиста, еще оставались сомнения по поводу выполнения Программы реформирования, то могу сказать в части ее финансирования на текущий год (аналогичная картина и в предыдущие периоды) не соблюден даже минимум.

Неудивительно, что, начиная с 2009 года и до сегодня, парламент ни разу не заслушал отчет правительства о выполнении реформы ЖКХ. Хотя ежегодная отчетность в Раде для последующей координации реформаторских действий – обязательная норма, закрепленная Законом о реформе. Видимо не хотят чиновники и депутаты знать правду о том, как живет отрасль ЖКХ…Но мы хотим, чтобы знали вы!

Послесловие

О том, какие этапы реформы отрасли предусмотрены Общегосударственной программой, что не сделали украинские власти для реализации реформы, какова ее стратегия и источники финансирования, и, главное, почему Украина «провалила» реформу, и, кто должен за это нести ответственность – читайте в завтрашнем выпуске «У.К.».  

 
Комментарии (3)
Михаил4
18 декабря 2013 г. 12:47
ЖКХ никогда не будет реформировано. В противном случае нашим кандидатам будет не из чего лепить предвыборные транспаранты.
Сергей Светлов3
18 декабря 2013 г. 13:06
Нужны правильные законы, написанные вменяемыми людьми. А вбухивать миллиарды в прогнившие сети - только кормить этих сине-оранжевых.
Мария Цатурян2
18 декабря 2013 г. 13:09
Сергей, все так. Только у нас очень правильные и вменяемые законы. Почитайте программу реформы. Но, к сожалению, они просто не выполняются