ГлавнаяПубликацииАналитикаПровал реформы ЖКХ и шесть Министров

Провал реформы ЖКХ и шесть Министров

Пять бывших Министров и один действующий несут ответственность за реализацию реформы ЖКХ. О том, как им это удалось разбиралась и вспоминала «У.К.».

С больной головы – на здоровую!

Вчерашнее утро корреспондентов «У.К.» началось с посещения круглого стола «Что препятствует политике энергосбережения в коммунальном хозяйстве?», организованный общественными организациями. На мероприятии собрался «весь цвет» отрасли ЖКХ: и чиновники Минрегиона, и представители нацрегулятора – Нацкомуслуг, народные депутаты, и эксперты, общественность, и даже экологи. Обсуждение проблем, связанных с энергоемкостью отрасли и, фактически, отсутствующей политикой энергосбережения, перешло в обсуждение причин провала реализации Общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ на 2009-2014 годы («У.К.» - см. Часть 1 от 18 декабря). Запомнился диалог экс-Министра по вопросам ЖКХ Алексея Кучеренко и директора департамента стратегии реформирования ЖКХ Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Натальи Олейник:

- Правительство, и Минрегион, в том числе, несет ответственность за невыполнение реформы ЖКХ, - начал свою речь господин Кучеренко.

- Мы все за это ответственны! - парировала госпожа Олейник, апеллируя ко времени, когда Алексей Кучеренко возглавлял ведомство.

Ответят все

В первой части этой статьи я обещала назвать тех, кто несет ответственность за невыполнение закона Украины №1869-15, которым утверждена Программа. Выполняю обещанное: пункт 3 части II Программы гласит, что за качество ее выполнения несут «совместную ответственность государство и органы местного самоуправления». Эта норма подразумевает консолидированную ответственность за отсутствие отраслевых реформ и парламентариев, которые не потрудились изменить в соответствии с положениями Программы законодательство, и местных властей, проваливших региональные реформы, и Кабинета Министров, который не выполняет свою координационную функцию, а также забывает об отрасли ЖКХ при формировании госбюджета, и Минрегиона (не только каждого из шести Министров, руководивших ведомством, но и их команд).

Читайте также: «Великолепная семерка»: одна реформа ЖКХ и шесть Министров

Грядущий 2014 год – последний год проведения реформы ЖКХ. Учитывая, что Кабмин уже пятый год подряд не выполняет п.4 ч. VIII закона, который обязывает правительство ежегодно, не позднее 1 мая, отчитываться о выполнении Программы в парламенте, давайте попробуем самостоятельно проанализировать, каких результатов реформы планировалось достичь, и что же Украина получила в итоге.

Недосягаемая высота

Реализация Программы реформирования ЖКХ рассчитана на 6 лет с объемом ее госбюджетного финансирования 23,4 млрд грн (о том, как в этом году финансировали Программу читайте в Части 1). При этом, предполагалось, что по мере ее реализации, отрасль будет привлекать 50-60 млрд грн инвестиций. Механизмы, обеспечивающие приток дополнительных средств в ЖКХ и жилищное строительство, представляют широкий спектр. Начиная от публично-частного партнерства, завершая созданием действенных схем ипотечного кредитования. Кроме того, отрасль рассчитывала на кредиты и гранты со стороны международных финиститутов. Бюджетное финансирование планировалось предоставлять в виде господдержки и дотаций на капитальный ремонт жилфонда и санацию сетей. При чем, 70% финансовой нагрузки в первые годы реализации реформы должны были лечь на госбюджет, а 30% - на местные бюджеты. К концу выполнения Программы, в основе которой заложена и реформа местного самоуправления, расклад финансовых сил должен был поменяться в противоположную сторону.

Документ предусматривает кардинальные изменения в таких секторах отрасли, как тепло- и водоснабжение, благоустройство населенных пунктов, городской электротранспорт. В частности, к началу 2015 года выполнение программных пунктов должно обеспечить украинцев качественной питьевой водой, новыми стандартами жилищной политики, а также законодательной базой, в которой прописаны реальные механизмы передачи жилфонда жилищным объединениям. Кроме того, Программа предусматривает сокращение энергоемкости отрасли за счет проведения термосанации многоквартирных домов, переоснащения теплогенерирующих мощностей и систем тепло- и водообеспечения, обновление подвижного состава городского электротранспорта, создание конкуренции на рынке стройматериалов и обеспечение доступности сферы жилищного строительства.

Какие результаты должна была продемонстрировать отрасль ЖКХ к 2014 году, и как обстоит реальное положение вещей? Остановимся на ключевых секторах.

Тепловая энергетика и водоснабжение

Как должно быть: Программой предусмотрено, что в 2013 году водо- и теплоснабжающие предприятия в результате реформы должны выйти на 100-процентный уровень окупаемости затрат на производство и предоставление услуг потребителю. При этом, они должны «продавать» свои услуги по экономически обоснованным ценам (тарифам) и выйти на безубыточную деятельность с рентабельностью в 5-7%. В отрасли должен быть обеспечен полный технологический и коммерческий учет отпускаемых и потребляемых ресурсов и энергии, а платежная дисциплина потребителей должна была стать идеальной – 100% оплата начисленных сумм.

Читайте также: «С наступлением 2014 года мы вообще хороним такое понятие, как «реформирование ЖКХ», - Алексей Кучеренко

Как на самом деле: По данным Минрегиона, а также национальных отраслевых регуляторов, убыток предприятий отрасли превысил 4 млрд грн, кредиторская задолженность с учетом предыдущих периодов – около 14 млрд грн, и около 13 млрд грн - дебиторская. Изношенность магистральных сетей превышает 50%, потери в сетях не соответствуют нормативным 13% - около 20-30% тепла и воды теряется при транспортировке и поставке. Если с технологическим учетом дела обстоят неплохо (98%), то с коммерческим – план по оснащению жилфонда приборами учета выполнен лишь на 35%. Окупаемость затрат предприятий отрасли варьируется в диапазоне 60-75%, разумеется, что об экономической обоснованности тарифов по всей Украине говорить не приходится.

Жилищный фонд

Как должно быть: Реформа должна была привести к тому, что к концу 2013 года число объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) составит 32,95 тыс., а передано им в управление будет почти 51% общей площади многоквартирного жилфонда. Доля аварийных и ветхих домов должна была составлять лишь 0,4%.

Как на самом деле: По данным Минрегиона, сейчас в Украине около 16 тыс. ОСМД, уровень выполнения региональных программ по созданию объединений – 36%. За 2013 год (по состоянию на июль) создано всего 486 ОСМД по всей Украине. В стране всего около 240 тыс. многоквартирных домов, из которых многоэтажных – порядка 80 тыс. Около 60% из них нуждаются в капитальном ремонте и термосанации.

Ну, и немного об отсутствии законодательной базы. До сих пор в Украине не приняты новые законы, которые позволят урегулировать деятельность ОСМД, ввести повсеместный учет потребляемых энергии и ресурсов, законы, обязывающие проводить обязательный энергоаудит и паспортизацию уровня энергоэффективности жилфонда. Законодательная база, регулирующая механизмы концессии и аренды предприятий ЖКХ существует, но не работает, поскольку в соответствующем законе не прописаны механизмы защиты рисков инвесторов. А возврат вложенных инвестиций невозможен из-за убыточных тарифов на коммунальные услуги. Как следствие, в стране до сих пор работает механизм перекрестного субсидирования, который планировалось «похоронить», благодаря реформе.

Кому в этой стране нужно ЖКХ?

Когда журналист работает много лет в одной отрасли, формируется определенный угол зрения. Из этого «угла» ты смотришь и оцениваешь работу всех участников процесса. Можно сказать, что это «взгляд с высоты птичьего полета», не лишенный, разумеется, доли субъективизма. В Украине читателями приветствуется «журналистика факта». Другими словами – аналитика и размышления «от автора» не в чести. Но я возьму на себя смелость назвать 2 главные причины провала реформы ЖКХ.

1. Кризис менеджерских подходов

Хотелось бы напомнить читателям, что первую часть статьи я начала с тезиса о том, что реформа – одна, а Министров в отрасли сменилось шесть. Не буду еще раз упоминать о консолидированной ответственности всех и вся, но ни один Министр не сможет провести реформу, если его поменяют через год-два.

Кто-то из Министров, возглавлявших профильное ведомство, являлся креатурами техническими, кто-то пришел в отрасль надолго и полон планов. К последней категории руководителей я бы отнесла троих: Алексея Кучеренко (2007-2010 г.г.), Анатолия Близнюка (2011-2012 г.г.), Геннадий Темник (декабрь 2012 г.– по настоящее время).

МинЖКХ под руководством Алексея Кучеренко, на мой взгляд, удалось добиться нескольких значимых вех в истории отрасли: во-первых, разработка и принятие в парламенте Программы реформы, во-вторых, формирование основ для создания отраслевого регулятора (ныне действует – Нацкомуслуг), в-третьих, создание Госинспекции по ЖКХ, защищающая права потребителей и контролирующая работу коммунальных ЖЭКов (упразднена ныне), в-четвертых, формирование эффективного собственника, т.н. «первая волна ОСМДмизации» (результаты не самые удачные, но этот шаг популяризировал жилищные кондоминиумы).

Минрегиону Анатолия Близнюка удалось сформировать и запустить в работу механизмы льготного ипотечного кредитования населения, а также кредитования ОСМД, выплаты льгот и субсидий, предоставление господдержки на капитальный ремонт (практически, ничего не выполняется сейчас, кроме ипотеки), добиться адекватного бюджетного финансирования отрасли, начать модернизацию теплоэнергетики, а также положить начало масштабной работе по унификации законодательства в отрасли (предполагалось создать единый кодекс законов ЖКХ, который устранит пробелы в законодательстве и дублирование норм. Сейчас эта работа остановлена).

Читайте также: О чем грустит ЖКХ

Минрегион Геннадия Темника – остановил реализацию очень многих программ и начинаний из вышеперечисленных, говоря о модернизации котелен, преимущественно, используются достижения 2012 года. Министру так и не удалось добиться выделения бюджетных средств для отрасли (см. статистику Минрегиона). Отсутствие преемственности и работы над ошибками предшественников – не способствует реформе отрасли.

2. Отсутствие политической воли

Реформы сложно проводить в отрасли, которая напрямую зависит от дорогих энергоносителей, в частности, природного газа. Чтобы снижать газовую зависимость предприятий ЖКХ нужна политическая воля и руководителей профильных Министерств, и Кабмина, и Рады к преодолению мощного «газовое лобби». Этой воли нет. Как нет политической воли решать остальные проблемы отрасли ЖКХ, нет желания у властей формировать современную жилищную политику, и нет необходимости этим заниматься. В результате, украинское ЖКХ – отрасль, которая не нужна государству (как аппарату власти), а нужна только нам, потребителям. Вопрос только в том, кому нужны мы, - украинцы?

 
Комментарии (6)
Санечка В.3
19 декабря 2013 г. 17:05
Минрегион конечно не свет в конце туннеля, но я бы не был столь категоричен в высказывании, что резко настанет порядок если его ликвидировать(
Михаил3
19 декабря 2013 г. 17:07
Минрегион ликвидировать низзя. Иначе его бывшие работники расползутся по другим министерствам, а это уже действительно опасно.
Санечка В.3
19 декабря 2013 г. 17:10
)))) сразу вырисовывалась картина: на кухне включили свет и тараканы разбегаются)))))
Мария Цатурян2
19 декабря 2013 г. 17:10
ХАХАХА)))))))) Михаил! я сейчас должна прочитать лекцию о корректности комментариев, но не могу)))) а на самом то деле, из Минрегиона уже поуходили настоящие спецы и профессионалы, т.ч. можно считать, что Минрегион уже уничтожен(
Санечка В.2
19 декабря 2013 г. 17:38
гы. Михаила Москалика порвало))))
Андрій Осадчий2
20 декабря 2013 г. 08:37
так то оно так, только я бы лично не приписывал Близнюку позитив в реализации ипотечного кредитования ОСББ и доступного жилья. Программы эти были придуманы политтехнологами предвыборного штаба ПР перед выборами -2012. И сразу же в 2013 все затихло - денег-то не было. где рвущий глотку на всех каналах Близнюк, который обещал 30 тысяч семей обеспечить жильем??? где финансирование из бюджета? уставной капитал гос ипотечного учреждения уменьшили на 2,5 млрд. грн. Все это было пиар-проектом,а Близнюк просто четко исполнил роль добродетеля от власти