ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуПроблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 43

Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 43

Не знаете, как быть, к кому обратиться? - «У.К.» продолжает освещать ваш путь жилищно-коммунальными пространствами.
Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 43
Новости по теме

В сфере жилищно-коммунального хозяйства нет ни выходного, ни проходного – это сложнейшая система, которая дает возможность компаративистского возвращения в вчера и упорядочивает не только наше настоящее, но и будущее, поэтому крайне важно не потеряться в таких, казалось бы на первый взгляд, простых бытовых вещах. Не знаете, как быть, к кому обратиться? - «У.К.» продолжает освещать ваш путь жилищно-коммунальными пространствами.

На вопросы отвечает эксперт «У.К.», юрист Андрей Осадчий.

Вопрос 1. Гость

Обращаюсь за помощью в урегулировании вопроса «задолженности» по энергопотреблению. 05.07.2012 моими родителями (статус «дети войны») получено сообщение о прекращении энергоснабжения (РЕ «Западный» г. Киев) на основании якобы задолженности в более чем 300 грн. Сумма не космическая, но необходимо учитывать, что за все время проживания в данном помещении тщательно заполнялись квитанции и уплачивались услуги. 05.07. зарегистрировалась на сайте www.mega-billing.com. Получила возможность просмотреть внесенные данные за период с 2003 года. Наблюдается странная картина: за период последних 3,5 лет сальдо положительное, но в период с июня 2008 года - ни платеж не соответствует количеству потребленных кВт/ч электроэнергии. Более того – за некоторые месяцы 2005-2006 годов отсутствуют показания счетчика, предоставленные Абонентом, а есть только, так сказать, средний показатель. К сожалению, все квитанции с 2003 и до января 2009 года отсутствуют. Просьба подсказать: 1) является нормирована основание хранения квитанций 3,5 года, 2) можно обосновать неправомерность начисления долга именно на основании отсутствия актов сверки и бумажных носителей.

Ответ эксперта

Общий срок исковой давности, установленный ст. 257 Гражданского кодекса Украины, составляет 3 года. Если период возникновения задолженности 2005-2008 годы – данная задолженность находится за пределами срока исковой давности, поэтому в случае обращения в суд облэнерго с иском о взыскании этой задолженности иск не подлежит удовлетворению. Тем более, что потребитель платил только текущие платежи, факта признания долга не было (отсутствует акт сверки).

Вопрос 2. Гость

В четырнадцатиэтажном доме не работают оба лифта (пассажирский и грузовой). Обращение в ЖЭК и Лифтремонт результата не дали. Ответ один: денег на ремонт нет. Куда обратиться жителям дома для решения вопроса? Написать письмо в министерство?

Ответ эксперта

В случае непредоставления или предоставления услуг Исполнителем ненадлежащего качества потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.п. Это право гарантировано ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и Типовым договором о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

В частности, Представитель исполнителя должен явиться по вызову потребителя для подписания акта-претензии не позднее чем в течение двух рабочих дней.

В случае неприбытия представителя исполнителя в определенный этим договором срок или необоснованного отказа от подписания акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух других потребители.

Акт-претензия подается исполнителю, который решает в течение трех рабочих дней вопрос о проведении перерасчета платежей или предоставляет потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.

 Читайте также: Киевлянам задали риторический вопрос 

Споры между сторонами разрешаются путем переговоров или в судебном порядке.

Таким образом, если у Вас не работает лифт, не нужно звонить в исполком, писать Президенту и Уполномоченному Верховной Рады по правам человека и использовать другие непредусмотренные законом средства воздействия (а на практике я вижу, что так довольно часто бывает), поскольку только должным образом оформленная претензия или решение суда о признании претензии обоснованной является доказательствами бездействия ЖЭКа, а все жалобы, начиная с Администрации Президента, спускают «вниз» - и таким образом тот же ЖЭК и будет отвечать на такие жалобы.

Вопрос 3. Гость

Я живу в квартире мужа, но прописана в своей, где никто не проживает, и которая требует ремонта. За коммунальные услуги плачу по месту фактического проживания. Но «старый» ЖЭК продолжает начислять коммунальные платежи и по месту прописки. Что нужно сделать, чтобы по месту прописки плата за эти услуги не начислялась и возможно ли вернуть деньги, уплаченные за не полученные услуги. В «старом» ЖЭКа мне сказали, что они будут начислять, я раз в квартал должна приносить справку из «нового» ЖЭКа, и только потом они сделают перерасчет. Но разве не достаточно одной справки из «нового» ЖЭКа?

Ответ эксперта

Согласно ст. 322 Гражданского кодекса Украины собственник несет бремя содержания имущества. Граждане, имеющие в частной собственности жилой дом (квартиру), обязаны обеспечивать его сохранность, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, содержать в порядке придомовую территорию (это уже ст. 151 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до сегодня). То есть, независимо от того, прописаны вы в этой квартире или не прописаны, но являетесь владельцем, поэтому обязаны платить за услуги ЖЭКа.

Вопрос 4. Гость

Объясните, пожалуйста, насколько правомерна подача питьевой воды в многоэтажные дома по графику, который не согласован с жителями этого дома. Владелец городского водоканала аргументирует ограничения поставок питьевой воды задолженностью населения за оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Ответ эксперта

Согласно ст. 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», правоотношения между участниками отношений по предоставлению коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах. Если в заключенном договоре прямо не прописано право водоканала ограничивать водоснабжение в случае возникновения задолженности потребителя – то тогда действия водоканала не правомерны. Есть другие способы воздействия на должников, в частности судебный иск.

Вопрос 5. Гость

Должны ли жители 1-2 этажа платить за лифт и проведение плановых ремонтов, и какие по этому вопросу нормативные документы.

Ответ эксперта

В многоэтажных домах с лифтом лифт является общей неделимой собственностью владельцев квартир. По Постановлению № 529 КМУ все владельцы квартир, кроме квартир на 1-м этаже, обязаны содержать лифт и поэтому оплачивать его техническое обслуживание. Владельцы не платят за пользование лифтом, а оплачивают его содержание.

Читайте также: Лифты спасет строчка в тарифе

Но владельцы имеют право установить для жильцов дома (решением в установленном порядке) плату за пользование лифтом, которая будет использована на оплату технического содержания лифтов.

Сбор такой платы осуществляется небольшим переоборудованием лифтов. Например, установкой оборудования и введением карточек, аналогичных телефонным, жетонов.

От редакции: 

Уважаемые пользователи портала «У.К.»! Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам ранее, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.

Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.

 
Комментарии (2)
Гудвин Бугров
11 августа 2012 г. 17:41
Ссылка эксперта, на Постановление № 529 КМУ ( ответ на вопрос № 5) – устарела более чем на год. «Современное», ПКМУ № 529, определяет лишь форму и текст Типового Договора – http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1164.527.0 «Старое», ПКМУ № 529, утратило свою силу в части «Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов», в связи с принятием ПКМУ № 896 от 01.06.2011 года. В «Новом Порядке», (касательно «содержания дома), найдете в «Розрахунок нормативних витрат», пункт 11 – http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1200.886.2&nobreak=1 Разъяснение МинЖКХ (внимание – это не «нормативный документ») – http://document.ua/shodo-oplati-za-koristuvannja-liftom-inf396.html
Андрій Осадчий1
12 августа 2012 г. 17:27
Дуже вдячний Вам, Nikolay, за уточнення. Але постанова 869 від 01.06.2011 року поширюється лише на випадки затвредження та формування тарифів після 01 червня 2011 року, він не має зворотньої сили. Тобто до автоматчиного перерахування тарифів за "новими" правилами не призводить. Читач чітко не вказав період затверження тарифів на послуги утримання прибудинкової теритоорії, тому відповідь була адекватна запитанню. Дуже мало ЖЕКів після 01.06.2011 року затвердили нові тарифи за новими методиками. Відповідь продиктована існуючою судовою практикою.