ГлавнаяПубликацииУтилизация ТБОМусорная проблема мирового масштаба

Мусорная проблема мирового масштаба

Вместе с ростом экономики, населения и сферы потребления происходит быстрое увеличение как объемов, так и видов отходов, прежде всего промышленных, бытовых, а в последнее время, в частности, отходов электрического и электронного оборудования.

По данным Европейской экономической комиссии ООН, в период с 1996-го по 2007 год общий объем отходов в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли рос на 2% в год. Последнее особенно касается твердых бытовых (муниципальных) отходов — их образование в мире превысило начиная с 2007 года 2 млрд тонн, а темпы ежегодного роста достигают 7%.

Показатели образования и накопления отходов в Украине свидетельствуют об угрожающей экологической ситуации в стране. Некоторые основания для этого, конечно же, есть, но неполнота статистики делает соответствующие оценки противоречивыми. Минприроды Украины в своих документах, в частности в национальных докладах о состоянии окружающей среды, оперировало в последние годы цифрой накопления отходов в 35-36 млрд тонн. В удельном выражении это составило более 50 тыс. т/кв. км и более 750 тонн на каждого жителя. Оценка ежегодного образования - от 670 до 770 млн тонн - соответствовала 15-17 тоннам отходов на душу населения.

Все перечисленные показатели интерпретировались как беспрецедентные для Европы. Они подкреплялись данными о повторном росте отходов в Украине начиная с 2000 года. Одновременно приведенные оценки выполняли определенную спекулятивную роль. Исключительные, вроде бы, масштабы проблемы отходов не только были демонстрацией «уникальности», но и служили индульгенцией за отсутствие прогресса в ее решении.

Наша задача заключается в более прагматичном и отстраненном взгляде на истинное положение и содержание проблемы отходов. В соответствующих оценках будем опираться как на современную европейскую статистику отходов, так и на обновленную отечественную. Нужно отметить, что формирование полноценной европейской статистики приходится только на начало 2000-х годов, системные данные появились с 2006 года. Этому процессу способствовало принятие Европейского классификатора отходов (List of waste). Реагируя на европейские подходы, Государственная служба статистики Украины тоже пересмотрела статистический учет отходов, хотя последовательности в этом ей не хватило.

Начиная с 2010 года переход на новую форму статистического учета в Украине позволил внести существенные, хотя и не во всем однозначные, изменения в оценку ситуации с отходами. Согласно указанному учету годовой объем генерирования отходов составил 419,2 млн тонн, а объем накопления в «специально отведенных местах или объектах» - 13,27 млрд тонн. То есть значительно меньше, чем в предыдущих отчетах.

Но зато в обновленной статистике возник новый парадокс. Все образованные отходы оказались в статусе опасных. По их объему Украина превзошла всю Европу вместе с Россией. К этому привела унаследованная еще с советских времен градация всех отходов на четыре класса опасности. Так или иначе официальная принадлежность 419,2 млн. тонн отходов к категории опасных способна напугать — ведь во всех странах ЕС-27 их образуется лишь около 100 млн тонн. Если основываться на европейских стандартах, то фактически в Украине в категорию опасных должны попадать только отходы I - III классов опасности. А их образование, например, в 2010 году составило 1,66 млн тонн, т.е. примерно 2% от таковых в ЕС-27. Следовательно, чем раньше Украина перейдет на европейские стандарты, тем адекватнее мы будем воспринимать ситуацию в нашем доме.

Читайте также: Всемирные игры в мусор

В целом может сложиться впечатление, что Украина перманентно борется за сомнительную честь быть уникальной по отходам — как по их объему, так и по опасности. Но если Украина и уникальна, то скорее по дефициту внимания к решению стоящих перед ней задач. Даже несмотря на то, что Украина первой среди стран СНГ приняла закон «Об отходах» (1998 год) и в 2000 году на законодательном уровне утвердила общегосударственную программу обращения с отходами на период до 2005 года. Ведь по выводам Счетной палаты Украины от 2006 года, мероприятия программы были профинансированы максимум на 4—5%, и это продемонстрировало практически полный ее провал.

Верховная Рада, реагируя на ситуацию, в 2007 году приняла постановление о необходимости разработки другой программы обращения с отходами. Однако работа затормозилась, несмотря на ее имитацию.

Наконец, в мае 2011 года прозвучал почти «окрик» президента в адрес правительства — его поручение «О повышении эффективности реализации государственной политики в сфере обращения с отходами» с обязательством к 1 декабря 2011 года «обеспечить подготовку и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады законопроект об общегосударственной программе обращения с отходами в Украине».

Возвращаясь к национальным особенностям проблемы отходов, следует, что доля Украины в генерировании отходов в общеевропейском регионе примерно совпадает или незначительно превышает долю населения. Доминирующие объемы принадлежат в таком измерении странам ЕС-27 и России. Кроме Украины, относительно высокие абсолютные показатели образования отходов характерны для Германии, Франции, Великобритании, Болгарии (от 190 до 372,8 млн тонн), и некоторые из этих стран вплотную приближаются к Украине с ее 419,2 млн тонн.

В сравнительном контексте самыми интересными оказываются удельные показатели образования отходов на одного человека. Эти данные свидетельствуют, что Украина «безжалостно» теряет первенство в генерировании отходов и вместе с ним — свою экстремальность. Мог ли раньше кто-либо предположить, что в Украине образуется меньше отходов, чем в Эстонии, Болгарии и Румынии и даже в Швеции и Финляндии. Но достоверность данных Евростата несомненна.

Согласно тому же источнику, в странах ЕС-27 генерирование отходов составляет в среднем 5,2 т/человека против 9,2 т/человека в Украине. Но и тут есть определенные неожиданности. Если из состава Украины «исключить» одну лишь Днепропетровскую область, то показатель образования отходов на одного человека по остальной территории сразу упадет до 3,2 тонны и мы таким образом становимся одной из самых благополучных стран Европы. Если же дополнительно «изъять» Донецкую область, то удельный показатель уменьшится до 2,1 т/человека, и по его величине равных Украине почти нет. Разве что Словакия и курортная Хорватия.

Дальнейший анализ показывает, что все страны Европы с высокими абсолютными показателями генерирования отходов «обязаны» этим прежде всего горнодобывающей промышленности, т.е. минеральным отходам. В Болгарии это связано с масштабной добычей лигнитов (с большими объемами вскрышных работ), в Эстонии — горючих сланцев и т.д.

Украина — не исключение. Она находится в одном ряду с другими индустриально развитыми странами, а существующее отличие порождалось крупномасштабной добычей полезных ископаемых и их первичной переработкой (которые сосредоточены именно в Днепропетровской и Донецкой областях). Доминирующая доля соответствующих отходов относится к категории инертных и нейтральных. То есть исключительно количество отходов не может рассматриваться как критический параметр. Что же тогда является ключевой проблемой в этом смысле?

В поисках ответа обратимся к отдельным видам или группам отходов, прежде всего твердых бытовых и опасных. Таким образом, мы приближаемся к сути вопроса, но опять-таки - не по количественным показателям отходов. Твердые бытовые (муниципальные) отходы, в отличие от промышленных, характеризуются исключительно рассредоточенностью, и на сегодняшний день именно они больше всего «мозолят глаза» и находятся в центре внимания. Объемы их образования в мире, как отмечалось, непрерывно растут. В ЕС-27 этот показатель составил в 2009 году почти 260 млн тонн По сравнению с ним украинские объемы - 11 млн. тонн (а по последним данным Минрегиона - 13 млн тонн) - это только 4%.

Читайте также: Украинцы намусорили на экологическую катастрофу

Инфраструктура обращения с этими отходами у нас, в отличие от ЕС, находится в зачаточном состоянии. Доминирующая доля отходов накапливается на экологически опасных свалках. В результате теряются и ресурсы, и чистая природная среда. Например, в Черниговской области, где добросовестно подошли к учету, насчитывается почти 800 свалок. Из них 26 формально являются полигонами складирования, а 771 — сельскими или поселковыми свалками. В Украине ежегодно возникает до 35 тыс. подобных стихийных свалок.

На сегодняшний день удельные показатели образования бытовых отходов на душу населения составляют в Украине не более 310—330 кг/год (а формально по объемам их вывоза — всего около 280 кг). В странах ЕС этот показатель колеблется в пределах от 316 кг в Чешской Республике, до 833 кг — в Германии, а в среднем составляет 513 кг. То есть в Украине образование этих отходов в расчете на душу населения находится на нижней черте европейского диапазона.

Однако нас ожидает практически двойной рост их объемов со всеми вытекающими последствиями. Отличие от Европы опять-таки касается не количества бытовых отходов, а отсутствия надлежащих средств обращения с ними, в частности раздельного сбора и рециклинга. Добавлю, что в странах ЕС обращение с этими отходами эволюционирует в последнее десятилетие в направлении поступательного снижения доли сжигания и захоронения на полигонах, хотя в абсолютном выражении указанная доля остается еще довольно большой.

Опасные отходы в Украине — это прежде всего непригодные пестициды и агрохимикаты, рассредоточенные на тысячах заброшенных складов во всех областях. Проблему их обезвреживания Украина решает 12-й год. Вокруг нее успели нагородить немало спекуляций. Только подняв эту проблему на уровень национальной, мы смогли сдвинуть ее с места. Между тем нужно напомнить, что не меньше, чем в Украине, непригодных пестицидов было накоплено также в России, Узбекистане, даже в Польше. В мире, по данным ФАО, объем указанных отходов достигает 500 тыс. тонн.

Как бы то ни было, но после хорошей дойки бюджета и даже резервного фонда Кабмина мы получили заверения Минприроды Украины в том, что в 2012 году последний склад с непригодными пестицидами и агрохимикатами будет ликвидирован. Это же вроде бы касается и таких экстремальных с точки зрения безопасности объектов, как накопление гексахлорбензола на полигоне возле Калуша, мононитрохлорбензола в Горловке, бериллийсодержащих отходов в Киеве, токсичных нефтешламов под Львовом. На очереди устойчивые органические загрязнители — отходы широкого спектра номенклатуры, которые содержат полихлорированные бифенилы и должны быть уничтожены согласно Национальному плану выполнения Стокгольмской конвенции. Кроме того, медицинские отходы, гальваношламы и ряд других.

Читайте также: Мусор ожидает инвестиций

Таким образом, в Украине, хотя и со значительной задержкой, в целом принимаются меры, направленные на постепенную ликвидацию очагов опасных отходов. Объемы финансирования из государственного бюджета в течение последних двух лет значительно увеличились. С другой стороны, это финансирование носит в значительной степени разовый субсидийный характер.

Действия правительства и местных властей относительно соответствующих мер и целевых расходов остаются фрагментарными и даже авральными.

Ориентация на оплату услуг по уничтожению отходов почти исключительно за рубежом является стратегически недальновидной. Это обусловливает не только необходимость направить на эти цели значительные объемы средств из государственного и местных бюджетов, но и блокирует создание собственной инфраструктуры.

Почему стратегия недальновидна? Потому что опасные отходы — это непрерывный ежегодный поток с тысяч предприятий. Их уничтожение без наличия национальных мощностей станет для экономики непомерно затратным. В Германии, например, образуется крупнейшая в Европе свалка опасных отходов — около 20 млн тонн (против примерно 2 млн тонн в Украине). Но экологической катастрофой там не озабочены. Они согласны принимать на обезвреживание даже наши отходы. Следовательно, ориентируясь на заграницу, Украина пошла быстрым, но стратегически убыточным путем, и, похоже, значительную роль в этом выборе сыграло желание получить политические дивиденды. Украинские экологи с иронией называют эти подходы «утилизацией по-украински». 

 
Комментарии (0)