ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Мусорная проблема мирового масштаба
Изменена система выдачи лицензий на управление опасными отходами
В Славском планируют возобновить мусорный полигон
В Буче построят предприятие по переработке мусора
По данным Европейской экономической комиссии ООН, в период с 1996-го по 2007 год общий объем отходов в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли рос на 2% в год. Последнее особенно касается твердых бытовых (муниципальных) отходов — их образование в мире превысило начиная с 2007 года 2 млрд тонн, а темпы ежегодного роста достигают 7%.
Показатели образования и накопления отходов в Украине свидетельствуют об угрожающей экологической ситуации в стране. Некоторые основания для этого, конечно же, есть, но неполнота статистики делает соответствующие оценки противоречивыми. Минприроды Украины в своих документах, в частности в национальных докладах о состоянии окружающей среды, оперировало в последние годы цифрой накопления отходов в 35-36 млрд тонн. В удельном выражении это составило более 50 тыс. т/кв. км и более 750 тонн на каждого жителя. Оценка ежегодного образования - от 670 до 770 млн тонн - соответствовала 15-17 тоннам отходов на душу населения.
Все перечисленные показатели интерпретировались как беспрецедентные для Европы. Они подкреплялись данными о повторном росте отходов в Украине начиная с 2000 года. Одновременно приведенные оценки выполняли определенную спекулятивную роль. Исключительные, вроде бы, масштабы проблемы отходов не только были демонстрацией «уникальности», но и служили индульгенцией за отсутствие прогресса в ее решении.
Наша задача заключается в более прагматичном и отстраненном взгляде на истинное положение и содержание проблемы отходов. В соответствующих оценках будем опираться как на современную европейскую статистику отходов, так и на обновленную отечественную. Нужно отметить, что формирование полноценной европейской статистики приходится только на начало 2000-х годов, системные данные появились с 2006 года. Этому процессу способствовало принятие Европейского классификатора отходов (List of waste). Реагируя на европейские подходы, Государственная служба статистики Украины тоже пересмотрела статистический учет отходов, хотя последовательности в этом ей не хватило.
Начиная с 2010 года переход на новую форму статистического учета в Украине позволил внести существенные, хотя и не во всем однозначные, изменения в оценку ситуации с отходами. Согласно указанному учету годовой объем генерирования отходов составил 419,2 млн тонн, а объем накопления в «специально отведенных местах или объектах» - 13,27 млрд тонн. То есть значительно меньше, чем в предыдущих отчетах.
Но зато в обновленной статистике возник новый парадокс. Все образованные отходы оказались в статусе опасных. По их объему Украина превзошла всю Европу вместе с Россией. К этому привела унаследованная еще с советских времен градация всех отходов на четыре класса опасности. Так или иначе официальная принадлежность 419,2 млн. тонн отходов к категории опасных способна напугать — ведь во всех странах ЕС-27 их образуется лишь около 100 млн тонн. Если основываться на европейских стандартах, то фактически в Украине в категорию опасных должны попадать только отходы I - III классов опасности. А их образование, например, в 2010 году составило 1,66 млн тонн, т.е. примерно 2% от таковых в ЕС-27. Следовательно, чем раньше Украина перейдет на европейские стандарты, тем адекватнее мы будем воспринимать ситуацию в нашем доме.
Читайте также: Всемирные игры в мусор
В целом может сложиться впечатление, что Украина перманентно борется за сомнительную честь быть уникальной по отходам — как по их объему, так и по опасности. Но если Украина и уникальна, то скорее по дефициту внимания к решению стоящих перед ней задач. Даже несмотря на то, что Украина первой среди стран СНГ приняла закон «Об отходах» (1998 год) и в 2000 году на законодательном уровне утвердила общегосударственную программу обращения с отходами на период до 2005 года. Ведь по выводам Счетной палаты Украины от 2006 года, мероприятия программы были профинансированы максимум на 4—5%, и это продемонстрировало практически полный ее провал.
Верховная Рада, реагируя на ситуацию, в 2007 году приняла постановление о необходимости разработки другой программы обращения с отходами. Однако работа затормозилась, несмотря на ее имитацию.
Наконец, в мае 2011 года прозвучал почти «окрик» президента в адрес правительства — его поручение «О повышении эффективности реализации государственной политики в сфере обращения с отходами» с обязательством к 1 декабря 2011 года «обеспечить подготовку и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады законопроект об общегосударственной программе обращения с отходами в Украине».
Возвращаясь к национальным особенностям проблемы отходов, следует, что доля Украины в генерировании отходов в общеевропейском регионе примерно совпадает или незначительно превышает долю населения. Доминирующие объемы принадлежат в таком измерении странам ЕС-27 и России. Кроме Украины, относительно высокие абсолютные показатели образования отходов характерны для Германии, Франции, Великобритании, Болгарии (от 190 до 372,8 млн тонн), и некоторые из этих стран вплотную приближаются к Украине с ее 419,2 млн тонн.
В сравнительном контексте самыми интересными оказываются удельные показатели образования отходов на одного человека. Эти данные свидетельствуют, что Украина «безжалостно» теряет первенство в генерировании отходов и вместе с ним — свою экстремальность. Мог ли раньше кто-либо предположить, что в Украине образуется меньше отходов, чем в Эстонии, Болгарии и Румынии и даже в Швеции и Финляндии. Но достоверность данных Евростата несомненна.
Согласно тому же источнику, в странах ЕС-27 генерирование отходов составляет в среднем 5,2 т/человека против 9,2 т/человека в Украине. Но и тут есть определенные неожиданности. Если из состава Украины «исключить» одну лишь Днепропетровскую область, то показатель образования отходов на одного человека по остальной территории сразу упадет до 3,2 тонны и мы таким образом становимся одной из самых благополучных стран Европы. Если же дополнительно «изъять» Донецкую область, то удельный показатель уменьшится до 2,1 т/человека, и по его величине равных Украине почти нет. Разве что Словакия и курортная Хорватия.
Дальнейший анализ показывает, что все страны Европы с высокими абсолютными показателями генерирования отходов «обязаны» этим прежде всего горнодобывающей промышленности, т.е. минеральным отходам. В Болгарии это связано с масштабной добычей лигнитов (с большими объемами вскрышных работ), в Эстонии — горючих сланцев и т.д.
Украина — не исключение. Она находится в одном ряду с другими индустриально развитыми странами, а существующее отличие порождалось крупномасштабной добычей полезных ископаемых и их первичной переработкой (которые сосредоточены именно в Днепропетровской и Донецкой областях). Доминирующая доля соответствующих отходов относится к категории инертных и нейтральных. То есть исключительно количество отходов не может рассматриваться как критический параметр. Что же тогда является ключевой проблемой в этом смысле?
В поисках ответа обратимся к отдельным видам или группам отходов, прежде всего твердых бытовых и опасных. Таким образом, мы приближаемся к сути вопроса, но опять-таки - не по количественным показателям отходов. Твердые бытовые (муниципальные) отходы, в отличие от промышленных, характеризуются исключительно рассредоточенностью, и на сегодняшний день именно они больше всего «мозолят глаза» и находятся в центре внимания. Объемы их образования в мире, как отмечалось, непрерывно растут. В ЕС-27 этот показатель составил в 2009 году почти 260 млн тонн По сравнению с ним украинские объемы - 11 млн. тонн (а по последним данным Минрегиона - 13 млн тонн) - это только 4%.
Читайте также: Украинцы намусорили на экологическую катастрофу
Инфраструктура обращения с этими отходами у нас, в отличие от ЕС, находится в зачаточном состоянии. Доминирующая доля отходов накапливается на экологически опасных свалках. В результате теряются и ресурсы, и чистая природная среда. Например, в Черниговской области, где добросовестно подошли к учету, насчитывается почти 800 свалок. Из них 26 формально являются полигонами складирования, а 771 — сельскими или поселковыми свалками. В Украине ежегодно возникает до 35 тыс. подобных стихийных свалок.
На сегодняшний день удельные показатели образования бытовых отходов на душу населения составляют в Украине не более 310—330 кг/год (а формально по объемам их вывоза — всего около
Однако нас ожидает практически двойной рост их объемов со всеми вытекающими последствиями. Отличие от Европы опять-таки касается не количества бытовых отходов, а отсутствия надлежащих средств обращения с ними, в частности раздельного сбора и рециклинга. Добавлю, что в странах ЕС обращение с этими отходами эволюционирует в последнее десятилетие в направлении поступательного снижения доли сжигания и захоронения на полигонах, хотя в абсолютном выражении указанная доля остается еще довольно большой.
Опасные отходы в Украине — это прежде всего непригодные пестициды и агрохимикаты, рассредоточенные на тысячах заброшенных складов во всех областях. Проблему их обезвреживания Украина решает 12-й год. Вокруг нее успели нагородить немало спекуляций. Только подняв эту проблему на уровень национальной, мы смогли сдвинуть ее с места. Между тем нужно напомнить, что не меньше, чем в Украине, непригодных пестицидов было накоплено также в России, Узбекистане, даже в Польше. В мире, по данным ФАО, объем указанных отходов достигает 500 тыс. тонн.
Как бы то ни было, но после хорошей дойки бюджета и даже резервного фонда Кабмина мы получили заверения Минприроды Украины в том, что в 2012 году последний склад с непригодными пестицидами и агрохимикатами будет ликвидирован. Это же вроде бы касается и таких экстремальных с точки зрения безопасности объектов, как накопление гексахлорбензола на полигоне возле Калуша, мононитрохлорбензола в Горловке, бериллийсодержащих отходов в Киеве, токсичных нефтешламов под Львовом. На очереди устойчивые органические загрязнители — отходы широкого спектра номенклатуры, которые содержат полихлорированные бифенилы и должны быть уничтожены согласно Национальному плану выполнения Стокгольмской конвенции. Кроме того, медицинские отходы, гальваношламы и ряд других.
Читайте также: Мусор ожидает инвестиций
Таким образом, в Украине, хотя и со значительной задержкой, в целом принимаются меры, направленные на постепенную ликвидацию очагов опасных отходов. Объемы финансирования из государственного бюджета в течение последних двух лет значительно увеличились. С другой стороны, это финансирование носит в значительной степени разовый субсидийный характер.
Действия правительства и местных властей относительно соответствующих мер и целевых расходов остаются фрагментарными и даже авральными.
Ориентация на оплату услуг по уничтожению отходов почти исключительно за рубежом является стратегически недальновидной. Это обусловливает не только необходимость направить на эти цели значительные объемы средств из государственного и местных бюджетов, но и блокирует создание собственной инфраструктуры.
Почему стратегия недальновидна? Потому что опасные отходы — это непрерывный ежегодный поток с тысяч предприятий. Их уничтожение без наличия национальных мощностей станет для экономики непомерно затратным. В Германии, например, образуется крупнейшая в Европе свалка опасных отходов — около 20 млн тонн (против примерно 2 млн тонн в Украине). Но экологической катастрофой там не озабочены. Они согласны принимать на обезвреживание даже наши отходы. Следовательно, ориентируясь на заграницу, Украина пошла быстрым, но стратегически убыточным путем, и, похоже, значительную роль в этом выборе сыграло желание получить политические дивиденды. Украинские экологи с иронией называют эти подходы «утилизацией по-украински».