ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Оплата за ЖКХ: теория большого обмана
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Где «порылась коммунальная собака»…
«Украина Коммунальная» уже писала о том, на какие хитрости способны украинцы, чтобы снизить оплату за услуги ЖКХ, или не платить за них вовсе. Начиная от простых махинаций с «отматыванием» или искусственной остановкой приборов учета, заканчивая полным отказом рассчитываться за воду и тепло, ссылаясь то на безденежье, то на состояние здоровья. Конечно, таких потребителей не много – по данным Госстата, ежемесячно порядка 80-95% украинцев своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ.
Впрочем, в цепочке «продавец-покупатель» обман не всегда происходит в одностороннем порядке. «У.К.» попробовала систематизировать жалобы и проблемные ситуации наших читателей, в которых коммунальные службы, ОСМД, предприятия отрасли, или даже управляющие компании взымают с потребителей не плату, а дань, далеко не всегда подкрепленную экономически.
Перечислим основные способы «коммунальных махинаций»:
1. Общее имущество дома (подвалы, чердаки, стены для размещения рекламы) правления ОСМД или ЖЭКи сдают в аренду, не согласовывая с жильцами.
2. Платят организациям за тепло и воду по показателям общедомовых приборов учета, а с жильцов собирают деньги по нормативным тарифам, рассчитанным на квадратный метр. Учитывая, что разница между оторванными от реальных показателей потребления и нормативными расчетами, существенна, то она и «уходит в карман» коммунальным службам. Особенно этот вид коммунальной аферы распространен там, где работают управляющие компании.
3. Известны случаи, когда общедомовой прибор учета электроэнергии выносится в общий на несколько жилых домов трансформатор. В результате жильцы каждого дома платят за себя и «за того парня» из дома напротив, даже не подозревая об этом.
4. В новых домах долго не пускают лифт и не открывают мусоропровод, но плату с жильцов все равно взимают.
5. Проводят ремонт в доме по завышенным сметам. Встречаются даже фиктивные договора, когда бумага с печатями есть, а работы не проводятся.
6. В квитанцию об оплате квартирной платы и коммунальных услуг отдельной строкой включают некий загадочный пункт «Капитальный ремонт», хотя плата за него уже входит в графу «Оплата и содержание жилого помещения».
7. В отдельных случаях устанавливают пени и штрафы за просрочку оплаты, пользуясь некомпетентностью потребителей, которые могут не знать о том, что в Украине законодательно хоть и предусмотрены подобные санкции для неплательщиков, но размер таких штрафов еще не утвержден, а соответствующий закон так и не вступил в силу. К подобным махинациям, юристы относят так называемую систему бонусов и скидок для добросовестных потребителей. Такая скидка действует в Киеве: за оплату услуг не позднее 20 числа календарного месяца абонент может рассчитывать на уменьшение общей суммы к оплате на 6%. Однако эксперты говорят, что эта норма противоречит Конституции, которая предписывает равный доступ украинцев к недрам и другим благам, к ним можно относить и услуги естественных монополий.
Читайте также: Бесконтрольное качество услуг ЖКХ
9. Не стоит забывать, что коммунальщики также не имеют никакого права высылать проживающим на первых этажах потребителям счета за пользование лифтом в высотном жилом доме
10. В городах, где муниципалитеты не располагают градостроительными генпланами и земельными кадастрами, в которых определены границы тех или иных участков, статья в платежке за оплату уборки придомовых территорий является неправомерной. Поскольку, если генплана нет, то получается, что и официально определенных придомовых территорий не существует, ведь их рамки не очерчены ни в каких документах. То есть, в этом случае дворники убирают муниципальную территорию, поэтому оплачивать их работу простые граждане не обязаны.
Как избежать обмана?
Коммунальные услуги предоставляются по договору, в котором одна сторона (поставщик) обязуется поставить определенные в договоре услуги, количество и качество которых также оговаривается, а другая сторона (потребитель) обязуется оплатить их в определенном размере.
Именно договор – это тот документ, который фиксирует равноправные и цивилизованные отношения между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями. Ни один государственный орган или орган местного самоуправления не вправе заставить гражданина, помимо налогов, платить ту или иную сумму денег, пока он не поставил свою подпись под договором, в котором добровольно берет на себя обязательство оплачивать определенной организации предусмотренные этим договором суммы. Любые попытки принудительного взыскания этих сумм в отсутствие договора нельзя расценивать иначе, чем нарушение законодательства.
Что делать, если на Вас подали иск?
Одна из особенностей менталитета бывших советских граждан: после получения документов из судебных либо правоохранительных органов возникает страх, нежелание связываться с государственной бюрократией, после чего гражданин сам идет в ближайший филиал теплосетей или в службу водоканала – платить по счетам с непомерными претензиями, заключать кабальные договора о реструктуризации долгов.
Читайте также: Как не оплачивать услуги ЖКХ
Нельзя не упомянуть о том, что если договора о поставках услуг коммунальщики заключают крайне неохотно, то договора о рассрочке оплаты – с удовольствием, принуждая потребителей подписывать их всеми правдами и неправдами.
Это неудивительно, поскольку договор о реструктуризации платежей, как правило, содержит одностороннее признание потребителем всех заявленных ему претензий, одностороннее обязательство полностью их удовлетворить в оговоренный срок, а также заплатить пеню в случае просрочки платежей по данному договору.
Рассмотрим стандартную ситуацию. Потребитель (в силу объективных причин) не платил за отопление, водоснабжение, канализацию и т.д. несколько месяцев, в свое время субсидию оформить не удалось. После этого, неплательщик начинает получать от коммунального предприятия-поставщика услуги всевозможные «устрашающие документы»: «досудебное уведомление», «претензия», «требование». Стоит понимать, что все эти документы никакой юридической силы не имеют, но впечатление на некоторых граждан производят.
Но вот гражданину приходит действительно серьезная бумага – из суда. Как правило, это должен быть полный комплект документов, связанных с открытием гражданского производства по делу в связи с иском конкретного предприятия к конкретному потребителю о взыскании суммы задолженности. В такой пакет документов входят: повестка из суда, решение об открытии дела, копия искового заявления с приложенными документами, которые этот иск обосновывают.
Что делать? Кто виноват?
Прежде всего, не стоит ударяться в панику. Необходимо внимательно изучить полученные документы, и, прежде всего, исковое заявление, рекомендуют юристы. Только после этого принимайте решение, посоветовавшись с компетентным специалистом. Заплатить за услуги - всегда успеете – например, после окончания судебного разбирательства, если вы его проиграете (в этом случае долг увеличится на 1-5% от его общей суммы, поскольку придется оплачивать судебную пошлину).
Содержание иска
Типовое исковое заявление содержит утверждения о том, что истец является поставщиком тех или иных жилищно-коммунальных услуг (это могут быть услуги централизованного отопления и подогрева воды, поставок холодной воды и т.д.), гражданин, скажем, Петренко Н.Н. является потребителем этих услуг. В течение определенного периода времени эти услуги оказывались и оказываются (прилагается расчет задолженности с учетом произведенных платежей), а гражданин Петренко эти услуги не оплачивает. В силу чего истец требует взыскать с ответчика сумму, равную сумме задолженности.
На первый взгляд, для обычного гражданина – вроде бы все правильно - надо платить, а если нет денег, пытаться урегулировать конфликт с коммунальщиками мирным путем. Но это все выглядит таковым только на первый взгляд. Поэтому стоит обратить внимание на следующие моменты:
1. Истец избегает ссылаться на те положения законов и нормативных актов, которые предусматривают обязательное наличие договора. Он приписывает гражданину статус «потребителя», в то время как в соответствии со ст. 1 закона «О теплоснабжении», потребителем тепловой энергии является физическое или юридическое лицо, которое использует тепловую энергию исключительно на основании договора.
2. Истец приписывает ответчику возникновение со стороны последнего обязательств на основании каких-то невразумительных условий, хотя такие обязательства могут возникнуть опять таки только на основании договора.
Читайте также: Украинцев вовремя спасают от оплаты услуг ЖКХ
3. Гражданский процессуальный кодекс требует доказательства каждого утверждения истца, а именно: - что истец является юридическим лицом (необходимо предоставить копии свидетельства о госрегистрации, устава предприятия); что истец является поставщиком услуг (обязательна копия лицензии на осуществление этой деятельности), что Истец находится в сложном финансовом положении, не позволяющем заплатить несколько десятков гривен пошлины (выписка с расчетного счета истца в банке); что потребителю оказан именно заявленный объем услуг (любые доказательства, подтверждающие, что именно гражданину Петренко, проживающему по такому-то адресу, за отчетный период поставлено конкретное количество тепла/воды, нагрето такое-то количество воды на столько-то градусов, на что затрачено столько-то гигакалорий/кубометров).
4. Отсутствуют ссылки на решения уполномоченных местных органов власти или регулятора об установлении тарифов и норм потребления, по которым производится расчет, а также тексты этих решений. Иногда копии текстов предоставляются, но без ссылки на официальную публикацию (т.е. истец мотивирует свои требования ссылками на неопубликованные, а значит недействительные нормативные акты).
5. Если ответчик не платил за услуги более трех лет, ему все равно предъявляются претензии, выходящие за рамки срока исковой давности.
Этот список можно продолжать и дальше – залогом является и слабость юридической позиции коммунальных служб, оказывающих «бездоговорные» услуги, и некомпетентность юристов предприятий.
Однако, все вышеизложенное далеко не означает, что «Украина Коммунальная» призывает своих читателей не оплачивать услуги ЖКХ. Напротив, платите вовремя – и вам не придется защищаться в суде. Но неотъемлемое право потребителя как раз в том и состоит, чтобы знать, за что он платит и почему эта услуга или товар именно столько стоит.
Нам, начиная с детства, делают прививки. Данные процедуры вырабатывают в нашем организме иммунную систему. Также это касается и животного мира. Прививки собакам, представленные на сайте vethelp-animals.kiev.ua, будут проведены квалифицированными специалистами-ветеринарами.