ИНФОГРАФИКА:
Як військовим отримати пільги на комуналку?
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Потребители ЖКХ спрашивают - мы объясняем. Выпуск 125

Как решать коммунальные проблемы?
Как решать коммунальные проблемы?
Как решать коммунальные проблемы?
В сфере жилищно-коммунального хозяйства нет ни выходного, ни проходного – это сложнейшая система, которая дает возможность компаративистского возвращения во вчера и упорядочивает не только наше настоящее, но и будущее, поэтому достаточно важно не потеряться в таких, казалось бы на первый взгляд, простых бытовых вещах. Не знаете, как быть, к кому обратиться? - «У.К.» продолжает освещать ваш путь жилищно-коммунальными пространствами.
На вопросы отвечает эксперт «У.К.», юрист Андрей Осадчий.
Вопрос 1:
В соответствии с п.6 раздела 1 статьи 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №1875-IV от 24 июня 2004 года (с изменениями и дополнениями): «...Потребитель имеет право 6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины». Прошу Вас привести исчерпывающий перечень примеров ВРЕМЕННОГО ОТСУТСТВИЯ и/или предоставить название, номер и дату документа, регулирующего такой перечень. Для примера: есть ли ВРЕМЕННЫМ ОТСУТСТВИЕМ, в понимании вышеприведенной статьи, пребывания потребителя в долгосрочной командировке, подтвержденное документами в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на предприятии (Приказ, командировочное удостоверение, отметки в загранпаспорте при командировке за границу)?
Ответ эксперта:
По вопросу о перерасчете за услуги в случае отсутствия потребителя услуг. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором, в порядке, установленном Кабинетом Министров. Услуги по водо-, теплоснабжению и водоотведению предоставляются потребителю в соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению, утвержденными постановлением Кабмина Украины от 21.07.2005 №630. Правилами установлено право потребителя на уменьшение размера платы за соответствующие услуги в случае временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи на основании его письменного заявления и официального документа, подтверждающего его/их отсутствие (справка с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения военной службы, отбывания наказания). Оплата услуг теплоснабжения осуществляется с момента приобретения права на квартиру, поскольку эта услуга предоставляется независимо от наличия жильцов в квартире (в случае отсутствия технической возможности отключения квартиры от сетей централизованного теплоснабжения). Таким образом, для уменьшения размера платы за услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу (при отсутствии счетчика) необходимо подать письменное заявление исполнителю и справку из временного места жительства. Статьей 66 Жилищного кодекса Украинской ССР установлено, что плата за пользование жильем (квартирная плата) исчисляется исходя из общей площади квартиры (одноквартирного дома). В соответствии с п. 2 статьи 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» владельцы приватизированного жилья в многоквартирных домах (к ним относятся и владельцы квартир в кооперативных домах и выкупных квартир) являются совладельцами всех вспомогательных помещений дома и его технического оборудования и должны оплачивать свою долю расходов в общих расходах на содержание дома (жилья) и придомовой территории пропорционально занимаемой площади. Исходя из вышеприведенного расходы на содержание жилья обязаны оплачивать как квартиросъемщики, так и владельцы выкупленных и приватизированных квартир. Размер тарифов (нормативных расходов, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) определяется в соответствии с Порядком формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 20.05.2009 №529. Эти затраты не зависят от того, проживает лицо в квартире (собственник или наниматель) или нет. Тарифы рассчитываются отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом типового перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, предусмотренный приложением к Порядку. Оплата этих услуг должна осуществляться с момента получения права собственника на квартиру. То есть уменьшение размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, в случае отсутствия потребителя, действующим законодательством не предусмотрено.
Вопрос 2:
Скажите, пожалуйста, что именно входит в обязанности ЖЭКа?
Ответ эксперта:
Если Ваш ЖЭК определен в установленном законодательством порядке исполнителем услуг по содержанию дома и придомовой территории, то он в пределах тарифа установленного органом местного самоуправления для Вашего дома обязан:
1) обеспечивать своевременное предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с законодательством;
2) подавать потребителю в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне услуг, структуру тарифа, общую сумму месячного платежа, нормы потребления, режим предоставления услуг, их потребительские свойства и т.п.;
3) содержать внутридомовые сети в надлежащем техническом состоянии, осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, принимать своевременные меры к предотвращению аварийных ситуаций и их ликвидации, устранение нарушений по предоставлению услуг в установленные законодательством сроки;
4) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителя и проводить соответствующий перерасчет размера платы за услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме, снижение количественных и качественных показателей;
5) уплачивать потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;
6) своевременно знакомить потребителя с нормативно-правовыми актами в сфере жилищно-коммунальных услуг;
7) своевременно производить за счет собственных средств работы с устранение связанных с предоставлением услуг неполадок, возникших по его вине;
8) возмещать потребителю ущерб, нанесенный его имуществу и/или помещению, вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие непредоставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества;
9) осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования жилых домов (общежитий), квартир, помещений;
10) своевременно проводить подготовку жилого дома (общежития) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период.
Вопрос 3:
Уже не первый год температура в квартире не повышалась более чем 15 градусов в зимний отопительный период. Неоднократно обращались в ЖЭК, они сослались на то, что надо поменять стояки и батареи. Мы все сделали этой осенью, а тепла как не было, так и нет до сих пор. Можно ли отказаться от отопления, которого нет?
Ответ эксперта:
Вы имеете право отказаться от централизованного отопления, но исключительно в пределах Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства №4 от 22.11.2005 (с изменениями).
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них, но напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.
Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.


Sergiy! я як експерт "У.К." з юридичних питань просив би не так критично ставитися до відповідей на запитання читачів нашого порталу. Ці відповіді не є панацеєю та істиною в останній інстанції. Їх потрібно сприймати як один із можливих шляхів вирішення спірної ситуації. Тим більше, що практика свідчить, що читачі на 90% формулюють питання не чітко, з перекручуванням фактів, або їх необ'єктивним викладом, під кутом зору виключно читача. А судова практика українських судів взагалі демонструє різноманістність - з одного і того ж самого питання можуть бути сім різних рішень суду. Тому, я просив би не аналізувати ці відповіді як викладач теорії держави і права на екзамені в ВНЗ. В ЖКГ не може бути одного шляху виходу із спірної ситуації - якщо запропонуєте кращий більш дієвий вихід - тільки радий буду


