ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуПотребители ЖКХ спрашивают - мы объясняем. Выпуск 125

Потребители ЖКХ спрашивают - мы объясняем. Выпуск 125

Каждый из нас ежедневно рискует попасть в проблемную жилищно-коммунальную ситуацию. Как не остаться с носом? - разъяснит «Украина Коммунальная».
вопрос
Новости по теме

В сфере жилищно-коммунального хозяйства нет ни выходного, ни проходного – это сложнейшая система, которая дает возможность компаративистского возвращения во вчера и упорядочивает не только наше настоящее, но и будущее, поэтому достаточно важно не потеряться в таких, казалось бы на первый взгляд, простых бытовых вещах. Не знаете, как быть, к кому обратиться? - «У.К.» продолжает освещать ваш путь жилищно-коммунальными пространствами.  

На вопросы отвечает эксперт «У.К.», юрист Андрей Осадчий.  

Вопрос 1:

В соответствии с п.6 раздела 1 статьи 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» №1875-IV от 24 июня 2004 года (с изменениями и дополнениями): «...Потребитель имеет право 6) на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины». Прошу Вас привести исчерпывающий перечень примеров ВРЕМЕННОГО ОТСУТСТВИЯ и/или предоставить название, номер и дату документа, регулирующего такой перечень. Для примера: есть ли ВРЕМЕННЫМ ОТСУТСТВИЕМ, в понимании вышеприведенной статьи, пребывания потребителя в долгосрочной командировке, подтвержденное документами в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета на предприятии (Приказ, командировочное удостоверение, отметки в загранпаспорте при командировке за границу)?

Ответ эксперта:

По вопросу о перерасчете за услуги в случае отсутствия потребителя услуг. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором, в порядке, установленном Кабинетом Министров. Услуги по водо-, теплоснабжению и водоотведению предоставляются потребителю в соответствии с Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению, утвержденными постановлением Кабмина Украины от 21.07.2005 №630. Правилами установлено право потребителя на уменьшение размера платы за соответствующие услуги в случае временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи на основании его письменного заявления и официального документа, подтверждающего его/их отсутствие (справка с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения военной службы, отбывания наказания). Оплата услуг теплоснабжения осуществляется с момента приобретения права на квартиру, поскольку эта услуга предоставляется независимо от наличия жильцов в квартире (в случае отсутствия технической возможности отключения квартиры от сетей централизованного теплоснабжения). Таким образом, для уменьшения размера платы за услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу (при отсутствии счетчика) необходимо подать письменное заявление исполнителю и справку из временного места жительства. Статьей 66 Жилищного кодекса Украинской ССР установлено, что плата за пользование жильем (квартирная плата) исчисляется исходя из общей площади квартиры (одноквартирного дома). В соответствии с п. 2 статьи 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» владельцы приватизированного жилья в многоквартирных домах (к ним относятся и владельцы квартир в кооперативных домах и выкупных квартир) являются совладельцами всех вспомогательных помещений дома и его технического оборудования и должны оплачивать свою долю расходов в общих расходах на содержание дома (жилья) и придомовой территории пропорционально занимаемой площади. Исходя из вышеприведенного расходы на содержание жилья обязаны оплачивать как квартиросъемщики, так и владельцы выкупленных и приватизированных квартир. Размер тарифов (нормативных расходов, связанных с содержанием домов и сооружений и придомовых территорий) определяется в соответствии с Порядком формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 20.05.2009 №529. Эти затраты не зависят от того, проживает лицо в квартире (собственник или наниматель) или нет. Тарифы рассчитываются отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей фактического предоставления услуг с учетом обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом типового перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, предусмотренный приложением к Порядку. Оплата этих услуг должна осуществляться с момента получения права собственника на квартиру. То есть уменьшение размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, в случае отсутствия потребителя, действующим законодательством не предусмотрено.

Вопрос 2:

Скажите, пожалуйста, что именно входит в обязанности ЖЭКа?

Ответ эксперта:

Если Ваш ЖЭК определен в установленном законодательством порядке исполнителем услуг по содержанию дома и придомовой территории, то он в пределах тарифа установленного органом местного самоуправления для Вашего дома обязан:

1) обеспечивать своевременное предоставление услуг надлежащего качества в соответствии с законодательством;

2) подавать потребителю в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне услуг, структуру тарифа, общую сумму месячного платежа, нормы потребления, режим предоставления услуг, их потребительские свойства и т.п.;

3) содержать внутридомовые сети в надлежащем техническом состоянии, осуществлять их техническое обслуживание и ремонт, принимать своевременные меры к предотвращению аварийных ситуаций и их ликвидации, устранение нарушений по предоставлению услуг в установленные законодательством сроки;

4) рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителя и проводить соответствующий перерасчет размера платы за услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме, снижение количественных и качественных показателей;

5) уплачивать потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;

6) своевременно знакомить потребителя с нормативно-правовыми актами в сфере жилищно-коммунальных услуг;

7) своевременно производить за счет собственных средств работы с устранение связанных с предоставлением услуг неполадок, возникших по его вине;

8) возмещать потребителю ущерб, нанесенный его имуществу и/или помещению, вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие непредоставления услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества;

9) осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования жилых домов (общежитий), квартир, помещений;

10) своевременно проводить подготовку жилого дома (общежития) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период.

Вопрос 3:

Уже не первый год температура в квартире не повышалась более чем 15 градусов в зимний отопительный период. Неоднократно обращались в ЖЭК, они сослались на то, что надо поменять стояки и батареи. Мы все сделали этой осенью, а тепла как не было, так и нет до сих пор. Можно ли отказаться от отопления, которого нет?

Ответ эксперта:

Вы имеете право отказаться от централизованного отопления, но исключительно в пределах Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства №4 от 22.11.2005 (с изменениями).

От редакции:

Уважаемые пользователи портала «У.К.»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них, но напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.

Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.

 
Комментарии (5)
Sergiy
10 февраля 2014 г. 10:33
Друге речення першої відповіді!І до кого піде споживач, якщо починає екксперт розяснення послугами з теплопстачання, а керується правилами про послуги з централізованого опалення????А квартира може відключитися у встановленому порядку тільки від загальнобудинкових мереж(після змін до нормативних документів немає такого права). Відповідь 2! ЖЕК якщо й не визначений то зобовязаний, як балансоутримувач згідно чинного законодавства.Можна спонукати через суд укласти договір (згідно типового)
Андрій Осадчий3
10 февраля 2014 г. 16:21

Sergiy! я як експерт "У.К." з юридичних питань просив би не так критично ставитися до відповідей на запитання читачів нашого порталу. Ці відповіді не є панацеєю та істиною в останній інстанції. Їх потрібно сприймати як один із можливих шляхів вирішення спірної ситуації. Тим більше, що практика свідчить, що читачі на 90% формулюють питання не чітко, з перекручуванням фактів, або їх необ'єктивним викладом, під кутом зору виключно читача. А судова практика українських судів взагалі демонструє різноманістність - з одного і того ж самого питання можуть бути сім різних рішень суду. Тому, я просив би не аналізувати ці відповіді як викладач теорії держави і права на екзамені в ВНЗ. В ЖКГ не може бути одного шляху виходу із спірної ситуації - якщо запропонуєте кращий більш дієвий вихід - тільки радий буду

Мария Цатурян1
10 февраля 2014 г. 19:19
Мені теж дуже цікаво. Може пан Сергій запропонує інший шлях. Чекаємо на ваші роз'яснення
Иван Смольный1
10 февраля 2014 г. 21:33
П'ять копійок :-) Раджу всім зацікавленим особам звертатися за допомогою фахівця, оплатною допомогою. Лише у цьому випадку, запитувач може сподіватися на вичерпну юридичну консультацію з урахуванням великої кількості факторів впливу (як на ситуацію так і на спосіб її вирішення)які,як правило, мають місце у сфері ЖКГ. І ще, отримати правильну відповідь можливо, лише задавши вірне запитання. Це у якості захисту колеги, з яким я неодноразово теж вступав у правові дискусії і правовою позицією якого я теж буваю не згідний. Але, чіплятися до термінології у не суттєвих випадках, це вже занадто. Вважаю, що у рамках безоплатних консультацій на сторінках УК варто не надавати правову допомогу, а довідково скеровувати запитувача на дії, що допоможуть йому у вирішенні питання.
Sergiy
11 февраля 2014 г. 13:33
Пані Маріє! Шлях один - виконання чинного законодавства на всіх рівнях взаємовідносин в ЖКГ.Пане Іване ! Як Ви човен назвете так він і попливе! Тому Послуга є послуга(комфортні умови проживання).А ,,Товар - гроші - товар,,-памятаєте хто сказав.? Скільки замовили- стільки використали - скільки заплатіть.Зможе ефективно використовувати власник(співласники)- заплатить менше.