ГлавнаяПубликацииАналитикаЖилищно-коммунальное моделирование

Жилищно-коммунальное моделирование

Основными причинами создания Концепции стали «незащищенность потребителей от экономических злоупотреблений субъектами естественных монополий», неэффективное госрегулирования тарифов на коммунальные услуги.

Как стало известно ИА «Украина Коммунальная», участники рынка предложили правительству новую концепцию развития отрасли ЖКХ. Документом планируется урегулировать ответственность производителей, поставщиков коммунальных услуг и бытовых потребителей. В частности, концепция предполагает несколько моделей управления жилищным фондом и внутридомовыми сетями, согласно которым отвечать за состояние последних будет конечный потребитель. Однако игрокам отрасли до сих пор не удалось получить одобрения со стороны правительственных чиновников. 

Читайте также: ЖКХ: недосягаемые рубежи сотрудничества

Украинские ассоциации, объединяющие предприятия ЖКХ, «Укрводоканалэкология», «Укртеплокоммунэнерго» и «Укржитлоэксплуатация» в июле 2011 года подготовили проект Концепции усовершенствования институциональной, инвестиционной и ценовой политики в жилищно-коммунальной сфере («У.К.» располагает копией документа). Концепция была подана на рассмотрение Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ.

Монополисты требуют перемен

Согласно тексту документа, основными причинами создания Концепции стали «незащищенность потребителей от экономических злоупотреблений субъектами естественных монополий», неэффективное госрегулирования тарифов на коммунальные услуги, отсутствие рыночных механизмов ценообразования на смежных с монопольными рынках, отсутствие экономических стимулов для ресурсо- и энергосбережения.
 
По данным участников рынка, состояние водо- и теплоснабжающих сетей, учет отпускаемых и потребляемых ресурсов, уровень энергопотребления в жилищном фонде требуют «комплексного кардинального решения». В частности, водоснабжающие предприятия теряют более 30% от общего объема ресурса, поданного в сеть. Аналогичная ситуация и в сфере централизованного теплоснабжения, где фактические потери тепловой энергии в 2-3 раза превышают нормативный показатель в 13%.
Читайте также: Вода в долговой яме
Примечательно, что данные производителей и поставщиков коммунальных услуг значительно отличаются от показателей, которые признают чиновники Минрегиона. Президент Ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак в интервью «У.К.» отметил, что фактические потери воды в сетях составляют около 70%, а потери тепловой энергии достигают 50%, заявлял ранее президент Межотраслевой ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Арсентий Блащук. При этом на последнем селекторном совещании чиновников профильного министерства с губернаторами областей, проходившее 24 мая, первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Александр Алипов заявил, что регионы снизили показатели потерь ресурса в сетях: они «практически приблизились к нормативным» и составляют в среднем по стране 13,8%. Впрочем, в Минрегионе признают, что в некоторых областях потери ресурсов в сетях несколько превышают норму. По словам господина Алипова, «проблемных» регионов всего четыре – Киев, Сумская, Херсонская, Черниговская области. Там теряется 19-25% отпускаемых потребителям ресурсов.
 
Обеспокоены участники рынка и состоянием уровнем энергопотребления в украинском жилищном фонде. По данным Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 году удельное энергопотребление (показатель энергохарактеристики зданий) в среднем по стране составляло 255 кВт*ч/кв.м произведенной энергии и варьируется в диапазоне 140-327 кВт*ч/кв.м в зависимости от типа здания и климатической зоны, в которой оно расположено. Для сравнения, энергопотребление жилищного фонда в европейских странах в среднем составляет 140-170 кВт*ч/кв.м.

Потребитель должен участвовать

Для кардинального решения существующих проблем профильные ассоциации предлагают Минрегиону две модели функционирования рынков естественных монополий, которыми предлагается «в корне изменить схему отношений между участниками рынка». Речь идет, прежде всего, об усилении роли и ответственности потребителя. Выбор модели, согласно тексту Концепции, зависит от того, кто является конечным потребителем жилищно-коммунальных услуг и базируется на выборе потребителем способа и метода поставки коммунальных ресурсов и услуг в жилой дом.
 
При этом первая модель предусматривает усиление роли государственного регулирования деятельности естественных монополистов и не ориентирована на развитие конкуренции в отрасли. Вторая модель, наоборот, предполагает существование ЖКХ на основании рыночного принципа конкуренции и призывает усовершенствовать механизмы регулирования отрасли.
 
Участники рынка предлагают разделять модели структуры отрасли по принципу того, кто является конечным потребителем услуг – квартира или жилой дом. Опираясь на международный опыт, стоит отметить, что отношения между индивидуальным потребителем (квартирой) и поставщиком жилищно-коммунальных услуг эффективны лишь в случае организации прямых договоров между потребителем и поставщиками природного газа и электроэнергии. Подписание прямых контрактов между собственниками квартир и поставщиками воды и тепловой энергии возможно, однако вызывает ряд сложностей для игроков рынка.
 
В частности, в этом случае, тепло- или водоснабжающие предприятие обязано предоставить потребителю ресурсы, обеспечивая исполнение следующих функций:
  • ведение абонентских счетов;
  • обслуживание индивидуальных тепловых пунктов (при наличии их в доме);
  • сверка, обслуживание и монтаж приборов учета.
Кроме того, при внедрении первой модели, у потребителя не будет возможности выбора производителей тепловой энергии для поставки ресурса для конкретного жилого дома. В случае, если к тепловой сети подсоединено более одного теплогенерирующего предприятия, поставщика ресурса для многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный заказчик, будет выбирать на конкурсной основе орган местного самоуправления. Существенным недостатком этой модели также является и то, что неопределенным остается субъект, который будет отвечать за организацию и проведение капитальных ремонтов жилищного фонда.
 
Вторая модель взаимоотношений между монополистами и потребителями строится на том, что последним является дом. Причем, ее можно рассматривать в двух вариантах:
  • жильцы дома создали объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД);
  •  дом обслуживает управляющая компания, которую выбрали либо сами жильцы, либо на конкурсной основе местные власти.
В первом случае, ОСМД может самостоятельно выбирать поставщиков ресурса, вести абонентские счета, осуществлять обслуживание приборов учета. Во втором, - тепло- и водоснабжающие предприятия обязуются поставить ресурс избранному управителю. Последний покупает этот ресурс исключительно на основании данных подомовых систем учета и поставляет этот ресурс конечному потребителю.

«Справиться» с монополистом можно только сообща

Участники рынка и эксперты сходятся во мнении, что в Украине оптимальной является реализация второй модели взаимоотношений между поставщиком услуг и потребителем, где последним выступает не индивидуальный абонент, а многоквартирный дом в лице ОСМД или управляющей компании.
Модель, основанная на заключении прямых контрактов между поставщиками ресурса и потребителем (квартира), содержит ряд недостатков:
  •  в жилищном фонде существует угроза создания вертикально интегрированной монополии, то есть система госрегулирования деятельности естественных монополистов должна быть реализована на этапе от производства до этапа потребления;
  • эта модель не создает оснований для создания конкуренции на рынке услуг ЖКХ;
  • функции сбыта дублируются каждым монополистом и компаниями по содержанию многоквартирного жилого фонда (ЖЭК или выбранный местными властями управитель), соответственно это значительно увеличивает стоимость жилищно-коммунальных услуг для потребителя;
  • первая модель не решает проблемы, связанные с обслуживанием и содержанием внутридомовых сетей. Сейчас эти полномочия разделены между ЖЭКами и поставщиками услуг. Однако на практике ни те, ни другие не хотят нести расходы и брать на себя ответственность по их ремонту и модернизации. В случае создания коллективного собственника (модель 2) можно будет четко определить исполнителя услуг по обслуживанию внутридомовой инфраструктуры;
  • для финансирования тепловой модернизации, мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде необходимо разрешить принятие решений простым большинством голосов собственников квартир (аналогично принятию решений в ОСМД).
Впрочем, пока говорить о реализации положений Концепции преждевременно. По словам одного из авторов документа, господина Маслака, в Минрегионе до сих пор не дали ответ относительно дальнейшей судьбы этого документа.

 

Мария Цатурян

 
Комментарии (0)