ГлавнаяПубликацииАналитикаЖКХ не держит газовый удар

ЖКХ не держит газовый удар

Трудно найти в Украине более запущенный сектор, чем коммунальное хозяйство. Проблемы, преследующие рынки природного газа и электроэнергии, водное и тепловое хозяйство, запутаны и грандиозны.

У многих уже возникло устойчивое впечатление, что нынешняя система дошла до предела своих возможностей и нуждается в срочном реформировании.

Требования Международного валютного фонда, ставящего одним из основных условий возобновления кредитной программы для Украины повышение цен на газ для населения, на самом деле подразумевают проведение глубоких и радикальных преобразований, от успеха которых во многом зависит будущее отечественной экономики. Нынешняя модель откровенно изживает себя.

Итак, возьмем рынок газа. Правительство считает своим большим успехом закупки природного газа у немецкой компании RWE по ценам, которые в первом квартале текущего года были на 30 долл./тыс. куб. м меньше, чем у российского «Газпрома». Однако поставки из Европы в том же первом квартале составили всего 1,7% от всего объема импорта газа, его стоимость все равно более чем в 2,5 раза превышает цену, по которой «Нафтогаз Украины» продает его предприятиям теплокоммунэнерго, и в 4 раза – большинству населения. В результате на этот год в бюджете предусмотрено выделение 21,5 млрд грн на компенсацию убытков «Нафтогаза» от поставок газа для котельных и ТЭЦ.

Конечно, население, как принято считать, получает более дешевый газ внутренней добычи, но и здесь возникает множество проблем. Отечественные газодобывающие компании получают мизерные прибыли, из-за чего, по мнению экспертов, не имеют возможности вкладывать средства в разведку и освоение новых месторождений. Кроме того, наличие льготных цен на газ для определенных категорий потребителей категорически не соответствует европейским стандартам, которых Украина обязана придерживаться как член Энергетического сообщества.

Не намного лучше ситуация в энергетике. По оценкам некоторых экспертов, тарифы на электроэнергию для населения покрывают лишь 25% ее себестоимости. Чтобы компенсировать эти потери, приходится увеличивать ее цену для промышленных потребителей, которая к настоящему времени практически достигла европейского уровня. К тому же, нынешние тарифы не покрывают затрат на обновление сетей электропередач. Между тем, по официальным данным, порядка 15-20% из них нуждаются в немедленном ремонте.

Читайте также: Проблемы экономического регулирования ЖКХ

Еще более острой является проблема высокого износа инфраструктуры в тепло- и водоснабжении. По данным Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере коммунальных услуг, нынешние тарифы покрывают себестоимость водоснабжения только на 60%, а теплоснабжения – на 70%, в случае если брать в расчет низкие цены на газ для ТКЭ. Из-за тотальной нехватки финансирования ежегодно заменяется в 4-5 раз меньше труб, чем необходимо. Это приводит к чудовищным потерям воды и тепла, которые, в свою очередь, ложатся на себестоимость.

В этом году в государственном бюджете предусмотрено выделение более 5,1 млрд грн. в качестве целевой субвенции на покрытие разницы между платежами, которые получают водоканалы согласно действующим тарифам, и реальной себестоимостью их услуг (правда, как заявляют сами водоканалы, они этих денег пока не видели). Так или иначе, по подсчетам МВФ, ежегодно Украина тратит на субсидирование газа, электроэнергии, прочих коммунальных услуг до 70 млрд грн., т.е. 5% от ВВП, или 17% расходов Государственного бюджета на текущий год. Безусловно, не факт, что эти средства действительно выделяются и доходят до конечных получателей, но, как считают в МВФ, это сумма, которую предприятия сектора не могут законным образом получить от потребителей.

Все осложняется еще и тем, что практически все газо-, электро- и водоснабжающие предприятия де-факто являются частными и должны приносить прибыль своим собственникам. При этом все они являются локальными монополистами. В сочетании с государственным субсидированием это создает питательную среду для злоупотреблений, коррупции и всевозможных черных и серых схем.

Конечно, переход на рыночную систему ценообразования в этой ситуации невозможен в принципе, но повышение регулируемых государством тарифов до экономически обоснованного уровня, покрывающего затраты поставщиков, все-таки позволит этим частным предприятиям получать законную прибыль за счет продажи их услуг. А также создаст хоть какие-то предпосылки для вывода сектора из тени и появления в нем независимых игроков. Кроме того, как считают в МВФ, сокращение субсидий позволит существенно оздоровить государственные финансы и уменьшить дефицит бюджета от 3,2% от ВВП, запланированного на текущий год, до 1,9-2,0%.

Читайте также: Экономическая игра в коммунальную монополию

При этом сохранять нынешнюю систему тарифов украинскому государству становится все более проблематично. Во-первых, высокие цены на импортный природный газ не только наращивают убытки «Нафтогаза Украины», но и заставляют правительство тратить все больше средств на поддержку госкомпании. Из-за экономического кризиса, расширяющегося дефицита бюджета и растущего государственного долга у правительства становится все меньше возможностей субсидировать коммунальную сферу.

Во-вторых, хроническое недофинансирование сектора, который, как правило, не получает от государства большей части предусмотренных бюджетами субсидий, приводит к опасному увеличению износа всех коммунальных сетей. Большинство частных компаний финансируют их модернизацию по остаточному принципу, из-за этого с каждым годом растет число отказов и аварий. Через несколько лет оно может перейти критическую черту, за которой просто начнется развал систем.

Наконец, в-третьих, сохранение, оставшейся еще со времен Советского Союза субсидируемой государством коммунальной сферы решительно противоречит взятому украинским правительством курсу на евроинтеграцию. В Евросоюзе этот сектор, конечно, регулируется государством, но оно лишь устанавливает правила игры и следит за их соблюдением, но не несет никакой финансовой нагрузки. 

По материалам издания МинПром

 
Комментарии (0)