ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаУкраина провалила реформу теплоснабжения

Украина провалила реформу теплоснабжения

Эксперты Всемирного Банка и Международного банка реконструкции и развития проанализировали ситуацию в сфере украинского сектора теплоснабжения. Они отмечают, что в отличие от большинства стран-соседей в Украине реформы не проводились.

Сектор централизованного теплоснабжения в Украине страдает от физического и финансового кризиса. В течение последних 15 лет большинство стран-соседей Украины модернизировали системы централизованного теплоснабжения (ЦТ), чтобы перейти к предоставлению высококачественных услуг по централизованному теплоснабжению и горячему водоснабжению по приемлемым ценам на основании финансовой стабильности. Украина не осуществила этот переход. В отличие от большинства стран-соседей в Украине реформы не проводились.

В Украине централизованное теплоснабжение (ЦТ) играет важную роль в удовлетворении базовых потребностей в тепле. Вместе с тем, эта отрасль сталкивается с серьёзными проблемами, которые необходимо преодолеть, чтобы избежать ее краха. Для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) одним из ключевых вопросов является финансовая стабильность. Им не хватает доходов для осуществления надлежащих инвестиций в сети ЦТ, что приводит к снижению качества услуг и росту операционных затрат. Потребителей больше всего беспокоит качество услуг и их доступность. Искусственно заниженные цены приводят к постоянному износу активов, которые обеспечивают теплоснабжение, а это влечет за собой ухудшение качества теплообеспечения населения. Низкие цены на ЦТ не стимулировали энергосбережение и улучшение энергоэффективности. В результате, Украина является одной из наиболее энергоемких стран в мире.

Читайте также: Теплоснабжение переходит на «газовую диету»

Украина и другие бывшие республики СССР не стали на путь модернизации отрасли ЦТ, который выбрали соседние страны. Многие восточноевропейские страны провели критически важные реформы в 1990-х годах, что позволило решить проблемы, связанные с доступностью, качеством услуг и финансовой стабильностью, – аналогичные тем, с которыми сейчас сталкивается Украина. Как показывает их практический опыт, вызовы, которые стоят сейчас перед Украиной, являются сложными, но все же их можно преодолеть.

Учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления, как показывает успешный опыт соседних стран, являются критически необходимыми шагами на пути реформирования отрасли. Внедрение учета тепла на уровне дома также является важным первым шагом, поскольку это дает возможность получить широкую поддержку со стороны многих заинтересованных сторон. Социальное исследование показало, что многие бытовые потребители ЦТ поддерживают внедрение учета тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления. Учет тепла на уровне дома вместе с техническими решениями по повышению эффективности теплоснабжения домов показали наличие преимуществ как для потребителей, так и для предприятий ТКЭ и Правительства. Установка оборудования, которое обеспечивает теплоснабжение в соответствии со спросом, сокращает объемы конечного потребления тепла. Платежи на основе фактического потребления тепла позволяют домохозяйствам выиграть от снижения потребления тепла, поскольку снижается средний уровень их затрат на теплоснабжение, а ЦТ становится более доступным.

В чем состоят характерные особенности сектора теплоснабжения в Украине?

После падения Советского Союза наблюдался рост цен на энергоносители по всей Восточной Европе. Для сохранения финансовой стабильности отрасли ЦТ и обеспечения качественного теплоснабжения потребителей многие восточноевропейские страны провели неотложные мероприятия и положили начало реформам, которые переложили эти затраты на потребителей, но одновременно улучшили общую эффективность сети ЦТ.

Внедрение учета тепла и платежей на основе его фактического потребления были критически важными шагами в этом процессе, поскольку благодаря ним счета потребителей за тепло стали отображать фактическую стоимость предоставляемых услуг. К прочим реализованным реформам относятся: внедрение режима независимого регулирования, установка тарифов на экономически обоснованном уровне, привлечение к владению и управлению предприятиями ТКЭ частных компаний, разработка договоров о теплоснабжении, которые требуют от предприятий ТКЭ согласованный приемлемый уровень услуг, а от потребителей – оплату этих услуг.

Украина, как и другие страны бывшего Советского Союза, не пошла путем реформирования ЦТ, который выбрали для обеспечения стабильности отрасли большинство других стран коммунистического блока. В Украине падение спроса вследствие экономического краха 1990-х позволило удержать цены на низком уровне. В отличие от других стран, где основную роль в реформировании отрасли ЦТ играли органы центральной власти, в Украине тарифы устанавливали руководители на местах. Зная, что существующих активов будет достаточно для того, чтобы еще какое-то время обеспечить потребности в коммунальных услугах, органы власти на уровне областей и городов избегали включения в состав цен на энергоносители значительного инвестиционного компонента.

Читайте также: Теплопоставщики вместо денег получат векселя

Сегодня, 22 года спустя, многие из этих активов эксплуатируются намного дольше, чем их нормативный срок службы. В отличие от других стран коммунистического блока, где привлечение частного сектора привело к улучшению функционирования предприятий ТКЭ и управления ними, украинские предприятия оставались в собственности и управлении местных органов власти. Из-за низких тарифов и неэффективного управления предприятиями ТКЭ страдали финансовая стабильность сектора и качество услуг. Низкие тарифы означали, что предприятия ТКЭ не имели возможности возмещать свои затраты, а это привело к накоплению больших долгов перед предприятиями газовой отрасли и невозможности осуществлять необходимые инвестиции. Долговременная нехватка инвестиций не могла не повлиять на эффективность и качество услуг. В сетях и в конечном потреблении теряется около 60% тепла. Большинство активов близки к завершению нормативного срока службы или же эксплуатируются после его окончания, что учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления приводит к низкому качеству услуг и высоким операционным затратам. Низкое качество услуг стало причиной недовольства потребителей и их недоверия.

Чтобы избежать катастроф, подобных произошедшей в Алчевске в 2006 году, необходимы значительные капиталовложения в украинские сети ЦТ. Отрасль требует немедленного реформирования, что позволит накопить значительные средства и сделать соответствующие первоочередные инвестиции. Но годы нехватки финансирования, а главное, отсутствие доверия потребителей к услугам ЦТ отличают текущую ситуацию в Украине от той, с чем сталкивались другие страны в середине 1990-х годов.

Учет тепла и платежей на основе его фактического потребления – основной вопрос реформы отрасли

Сами по себе учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления не решат проблем, с которыми сталкивается сфера ЦТ в Украине. Однако они являются важными шагами на пути улучшения управления и повышения доступности услуг в этой сфере. Платежи на основе фактического потребления тепла обеспечивают абонентам большую прозрачность, и, соответственно, повышают их уверенность и доверие к предприятию ТКЭ. При наличии счетчиков, счета потребителей за тепло основываются на фактическом объеме потребления тепла, который определяется путем снятия показателей со счетчиков. В свою очередь, это стимулирует потребителей экономить энергию и учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления применять меры по улучшению энергоэффективности на уровне квартиры и дома. Как правило, потребители в большей мере готовы платить цену, которая лучше отображает стоимость услуг теплоснабжения, когда они верят в то, что предприятие выставляет справедливые счета за соответствующие услуги. В этом случае, готовность платить за услуги имеет непосредственное влияние на финансовую стабильность предприятия ТКЭ. Точные данные о спросе, которые поступают благодаря внедрению учета потребления тепла, позволяют финансово здоровым предприятиям ТКЭ повышать эффективность производства энергии, а это приводит к снижению стоимости теплоснабжения.

Учет тепла и внедрение платежей на основе его фактического потребления начинается с установки домовых счетчиков тепла. Затем потребления тепла каждым домом измеряется, делится и выставляется в качестве счета каждому из домохозяйств в этом доме, обычно согласно площади квартиры. Счетчики тепла на уровне квартиры могут устанавливаться одновременно со средствами учета на уровне дома или после их установки.

Повышение эффективности и возможность корректировать производство для удовлетворения спроса в соответствии с данными учета тепла повышает качество услуг. Более высокое качество услуг впоследствии повышает уверенность и доверие к предприятию ТКЭ. Вместе эти аспекты создают цикл, который выгоден как для потребителей, так и для предприятий ТКЭ. 

 
Комментарии (3)
Sergiy2
12 декабря 2013 г. 09:09
Крім того облік споживання на рівні будинку та можливість впливати на рівень споживання стимулюватиме співвласників здійснювати узгоджені енергоефективні заходи у спільній власності, що спиятиме капіталізації їхньої власності.
Иван Смольный0
12 декабря 2013 г. 12:07

Для желающих глубже ознакомиться с первоисточником (местами полный бред и некомпетентность, но есть и очень даже интересное - читайте, анализируйте), а также для редактора (особенно касательно прав та дозволив!) - 

Владимир2
13 декабря 2013 г. 16:06
Провалила реформы - а их кто то начинал ?