ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Популизм в ЖКХ до добра не доведет
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
В декабре исполняется год с того времени, когда Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ возглавила нынешняя команда специалистов под руководством Геннадия Темника. Но общеизвестно, что без эффективной команды менеджеров управлять отраслью и внедрять в ней реформы невозможно. Понимал это и новоназначенный Министр. Отвечая на вопрос относительно кадровых решений в майском интервью «У.К.» господин Темник отметил, что команда должна представлять собой конгломерат компетенции, профессионализма, а вместе с тем, упорством и желанием добиваться результата.
Видимо, руководствуясь этим принципом отбора команды, свою должность заместителя Министра сохранил Григорий Семчук, которого источники в водоснабжающих предприятиях, (а именно к этой отрасли чиновник чувствует профессиональную привязанность) знают еще со времен начатой им отраслевой Ассоциации «Питьевая вода Украины» (впоследствии - «Укрводоканалэкология»), и отмечают, что он смог продержаться более 10 лет почти неизменным заместителем Министра. Впоследствии господин Семчук был назначен на должность первого заместителя Министра - руководителя аппарата регионального развития, строительства и ЖКХ. В служебные обязанности Григория Семчука входит контроль за реализацию стратегических задач, которые поставлены перед ведомством.
За прошлый год Григорий Семчук дал интервью и сделал публичных заявлений по поводу ситуации в ЖКХ на порядок больше, чем его непосредственный руководитель - Министр Геннадий Темник.
В частности, в прошлом месяце на одном из правительственных брифингов господин Семчук заявил, что несмотря на то, что правительством проведена колоссальная работа по модернизации ЖКХ и подготовки отрасли к евроинтеграции необходимо сделать в сто раз больше. При этом, под колоссальной работой по подготовке отрасли к евроинтеграции господин Семчук понимает замену
Но, все это не имеет никакого отношения к евроинтеграции. Дело в том, что замена теплосетей, ремонт и реконструкция котельных, а также уменьшение потребления природного газа не являются условиями подписания Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной.
Читайте также: Тарифный контроль в действии
Условиями этого соглашения, которые касаются отрасли ЖКХ, является ограничение влияния государственных и естественных монополий на рынок услуг, постепенный переход от регулируемого государственного тарифа на энергетические ресурсы и производные от них услуги (теплоснабжение, водоснабжение) на свободные рыночные цены, увеличение объема прав потребителей и гарантирования их государственной защиты, создание условий для конкуренции на рынке сбыта энергетических ресурсов и коммунальных услуг.
Однако, судя по всему, в Минрегионе интерпретировали евроинтеграции на свой лад. Получилось очень «по-советски»: мы снова рапортуем о километрах, кубических метрах, тоннах, процентах, то есть, о количественных показателях работы системы ЖКХ. А вот о повышении качества предоставляемых услуг, о эффективном управлении отраслью, о реальной защите прав потребителей никто из чиновников не отчитается, потому что сказать по этому поводу ничего. Мы лучше «закопаем в землю миллионы гривен, которые выделены государством на реконструкцию котельных, отчитаемся о количестве погонных метров трубопроводов, наличие которых никто из граждан никогда не проверит, чем возьмем опыт соседней Польши, которая начала реформу ЖКХ с того, что властью в первую очередь была проведена реструктуризация и акционирование муниципальных предприятий теплоснабжения.
Если такой «євроляп» господина Семчука можно воспринять с долей иронии и сарказма, то его выступление на августовской коллегии Минрегиона по поводу повышения тарифов на содержание домов и придомовых территорий в некоторых регионах Украины, иначе как непрофессиональным не назовешь. «Сегодня я не услышал от представителей регионов ни одного весомого аргумента, который бы подтверждал необходимость повышения тарифов. Объяснения о том, что предприятия несут большие затраты, говорят лишь о том, что руководители этих предприятий плохие хозяйственники. Иначе, они бы не повышали тарифы на услуги, которые предоставляют, а оптимизировали затраты, усовершенствовали систему управления и повысили качество услуг. Нельзя перекладывать на «плечи» населения чью-то бесхозяйственность», - сказал Григорий Семчук. Хотя месяцем ранее тот же господин Семчук на одной из пресс-конференций заявлял, что убытки предприятий ЖКХ постоянно увеличиваются, теплокоммунэнерго должны за газ в этом году более 2,5 млрд грн, а долги за электроэнергию водопроводно-канализационного хозяйства составляют 1,2-1,3 млрд грн, и на это есть объективные причины.
Кроме этого, непонятно, откуда у Григория Михайловича появилась такая привязанность к бытовых потребителей, ведь еще в недавнем прошлом при обсуждении проекта нового Жилищного кодекса Григорий Семчук заявлял, что неплательщиков за услуги ЖКХ нужно принудительно выселять из жилья. Как видим, последовательностью здесь и не пахнет...
О том, что первый год своей работы команда чиновников провалила, особенно свидетельствует состояние коммунальной теплоэнергетики, которая оказалась под угрозой уничтожения.
Читайте также: Теплоснабжение переходит на «газовую диету»
То, что бюджет - 2013 не соответствует реальным потребностям страны, и правительство уже не может платить свою часть «коммунального» топлива, чиновники поняли сразу после первого квартала этого года. В апреле состоялось правительственное совещание под председательством Вице-премьеров Юрия Бойко и Александра Вилкула, которые не просто посоветовали, а поставили перед председателями областных государственных администраций требование о экономию 50% объемов потребления газа на год и о переводе котельных на альтернативные виды топлива.
Коммунальщикам было непонятно, почему об экономии заговорили только сейчас. Во-первых, перевод котельных на «не-газ» требует несколько лет. Во-вторых, местные руководители не имеют денег для переоборудования 24 тыс. котельных, ведь государство со второго квартала 2013 года почти не дает денег в регионы.
Кроме этого, предприятия ТКЭ получили в текущем отопительном сезоне договоры от НАК «Нафтогаз Украины» с драконовскими условиями: лимитированный предприятиям газ поставляются по цене 1309 грн за тыс кубометров, а если лимиты будут исчерпаны, газ теплоэнергетикам придется покупать по рыночной цене. Разницу должны компенсировать из местного бюджета, но это опять невозможно выполнить. Согласно балансу «Нафтогаза», в 2013 году теплокоммунэнерго должны получить 8 млрд кубометров газа. Государство компенсирует покупку лишь половины этого объема. То есть 4 млрд кубометров местная власть должна покупать «за свои». Если умножить 278 долл. на 4 млрд кубометров, получится 1,1 млрд долл. Именно столько денег местная власть должна найти и оплатить поставщикам газа, но таких средств никогда не найдется, и господину Вилкулу это хорошо известно.
Получается, что правительство сознательно создало ситуацию, при которой предприятия ТКЭ получат дополнительные убытки, источников покрытия которых просто нет. Таким образом, наступление обещанного чиновниками «коммунального рая» в отрасли ЖКХ откладывается.