ГлавнаяПубликацииАналитикаЯблоко раздора приборного учета

Яблоко раздора приборного учета

Существующие до сих пор в коммунальной сфере отношения производителей и потребителей энергоресурсов, допускающие безучетное потребление и применение произвольных схем ценообразования, давно себя исчерпали.
Кабинет Министров предлагает ввести поэтапный коммерческий учет централизованного водоснабжения и поставки тепловой энергии для всех категорий потребителей. 
 
Согласно законопроекту №2052 «О внесении изменений в некоторые законы относительно обязательного коммерческого учета и усовершенствования отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг», внесенном в парламент 21 января, предлагается ввести обязательный коммерческий учет централизованного водоснабжения и поставки горячей воды для населения с 1 января 2018 года, для бюджетных учреждений и других потребителей – с 1 января 2014 года.
 
При этом планируется, что поставка тепловой энергии осуществляется при условии обязательного коммерческого учета для населения – с 1 октября 2017 года, для бюджетных учреждений и других потребителей – с 1 октября 2014 года.
 
Согласно документу, коммерческий учет – определение по показаниям узлов учета объема потребления или реализации коммунальных услуг, на основании которого проводятся расчеты между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг.
 
Коммерческий учет воды предлагается осуществлять по индивидуальным узлам учета; домовым (групповым) узлам учета по решению собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов усадебного типа.
 
Коммерческий учет тепла предлагается проводить по показателям домовых (групповых) узлов учета в многоквартирных и других зданиях, в которых насчитывается два и больше потребителей; индивидуальных узлов учета в жилых и нежилых помещениях по решению их собственников.
 
Существующие до сих пор в коммунальной сфере отношения производителей и потребителей энергоресурсов, допускающие безучетное потребление и применение произвольных схем ценообразования, давно себя исчерпали. Особенно это очевидно в теплоснабжении: с одной стороны рост безнадежной к возврату дебиторской задолженности препятствует привлечению инвестиций для модернизации основных средств теплоснабжающих организаций, создает проблемы для развития бизнеса в целом, с другой стороны, экономическая несостоятельность населения и рост протестных настроений не допускают ликвидации административных методов тарифного регулирования. Поэтому альтернативы приборному учету в ЖКХ нет. 
 
 
На первый взгляд, в установке приборов учета нет ничего особенно сложного. Приборы учета - это технические средства, необходимые для получения данных о том, кто и сколько тепла произвел, передал, потребил, чтобы на основании этого знания провести расчеты между сторонами. Однако в украинских условиях простая задача установки приборов учета и проведения расчетов на основании их показаний оказалась очень сложной: прибор учета стал, по сути, пограничным звеном, определяющим финансовые расчеты двух основных сторон: поставщика и потребителя тепловой энергии, а если смотреть глобально, то коммунальной и жилищной сферы вообще. Вопрос денег - всегда самый важный там, где есть продавец и покупатель. Особенно если товар, тепловая энергия, такой специфический: количество и качество этого товара можно установить только непосредственно в момент потребления, в точке учета, находящейся в многоквартирном доме, и никак иначе. В силу этого прибор учета и стал той точкой, от которой расходятся разнонаправленные векторы интересов сторон - тех, кто поставляет ресурс и тех, кто его потребляет.
 
Кроме того, приборный учет оказался на стыке разных законодательных систем, развивающихся параллельно друг другу: с одной стороны, системы законодательства об электроэнергетике, о тепло- водоснабжении, а с другой стороны, жилищного законодательства. Нормы этих законодательных систем часто противоречат друг другу, т.к. разной была логика их создания, разными были субъекты и объекты регулирования. Часто они устанавливают требования, противоречащие интересам сторон, экономически не обоснованные или просто невыполнимые в принципе, особенно на уровне подзаконных актов. Кроме указанных законодательных систем, вопросы приборного учета подпадают под законодательство о техническом регулировании, законодательство об обеспечении единства измерений, гражданское, антимонопольное, тарифное законодательства.
 
Одной из задач при разработке схем теплоснабжения является определение топливно-энергетического баланса, который должен показать, как распределяются энергетические ресурсы между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей в целом, каким образом можно их эффективно использовать и какой объем финансовых средств необходим поселениям и городских округам для комплексного развития своей системы теплоснабжения. Создание единой теплоснабжающей организации, держателя муниципального договора теплоснабжения, предусмотренное законом, имеет целью создание единого центра ответственности перед потребителем, создания единой системы начисления платежей за отпущенный коммунальный ресурс и организацию сбыта.
 
Одновременно законом «О теплоснабжении» вводится понятие «коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», который в таком контексте не может рассматриваться изолированно, а также подразумевает создание единого оператора коммерческого учета, организующего получение данных приборного учета, на основании которых, собственно, и должен проводиться учет, начисление и расчеты за поставленную потребителю тепловую энергию. Однако закон это только подразумевает, но не идет дальше, не называет, словно останавливаясь на самом интересном месте, месте тем более ключевом, поскольку именно оно в цепочке отношений является наиболее близким к сторонам расчетов, а, значит, в наибольшей степени затрагивает интересы тех, кто поставляет, и тех, кто оплачивает ресурс. В результате в законодательстве о теплоснабжении имеется зона неопределенности, разрушающая его стройную систему, причем, в одном из важнейших вопросов - вопросе о деньгах, о том, кто и как будет учитывать, начислять платежи, и как потом по ним будут рассчитываться стороны.
 
В экономическом плане, казалось бы, неважно, кто будет считать, и на чьей стороне будет находиться функция учета - на стороне поставщика тепловой энергии или на стороне потребителя, в лице муниципалитетов, отвечающих за организацию теплоснабжения на своей территории. Главное, чтобы учет и расчеты были справедливыми, и стороны расчетов могли им доверять. Согласно западным моделям, считает, как правило, поставщик ресурсов, но, при этом, справедливость и достоверность их расчетов надежно обеспечена системой технических, метрологических и законодательных мер, не позволяющих распределять на потребителя издержки поставщиков ресурсов, будь то сетевые потери или неэффективность управления.
 
 
История отношений между поставщиками ресурсов и потребителями в Украине совершенно иная. Она не способствует возникновению доверия у сторон. По сути, в стране отсутствует единый, прозрачный порядок ценообразования: жалобами на несправедливость расчетов завалены контрольные органы, многочисленные нормативные акты разных законодательных систем позволяют допускать произвол как при начислении платежей, так и в при их оплате. Контролирующие органы навести порядок и изменить что-либо, разбирая лишь единичные случаи нарушений, не могут, - это системная проблема. Одноставочный тариф на тепловую энергию, отсутствие дифференцированного тарифа по отдельным системам теплоснабжения способствует стремлению поставщиков тепла продавать его как можно больше разными способами, в том числе злоупотребляя своим монопольным положением, а управляющим компаниям и потребителям дает возможность не оплачивать их финансовые претензии.
 
Понимая, что поставщики ресурсов в такой ситуации склонны перекладывать свои издержки на потребителей местные власти, управляющие компании, ОСМД не получают предъявленные поставщиками к оплате требования, где-то имея на это основания, а где-то без достаточных оснований. В результате, спорная часть накапливается в дебиторской задолженности потребителей. Значительная часть этой задолженности безнадежна к взысканию, т.к. при отсутствии приборов учета у потребителей поставщикам трудно доказать, что же реально из поставленного ресурса было потреблено и кем именно, а что растворилось в изношенных сетях, или было элементарно приписано.
 
В сложившейся ситуации ясно, что ни о каком доверии при прямых взаимоотношениях сторон речи не идет, и должна быть некая третья сторона, которая бы могла гарантировать достоверность учета энергоресурсов и справедливость начисления платежей по их показаниям. Совершенно очевидно, законодательством о теплоснабжении должно быть предусмотрено организационное решение, основанное на рыночных принципах, полностью закрывающее потребности сторон в получении точных и достоверных данных приборного учета и их использования для осуществления расчетов сторон, гармонично увязывающее принципы всех пограничных законодательных систем. Таким решением является создание независимого оператора коммерческого учета - специализированной организации, деятельность которой может и должна быть подконтрольна как указанным выше государственным органам, так и сторонам расчетов. Альтернативы такому решению в настоящее время практически нет.

Реклама: Нужно заменить стекла на своей «любимой» машине? Все виды стекла на KIA (КИА): купить с установкой! можно на сайте autopik-glass.ru. На все модели автомобилей КИА, комплекты из: лобового, заднего и боковых стекол.

 
Комментарии (1)
Sergiy
08 июля 2013 г. 10:10
Чергове українське ноу-хау.Не простіше все що стосується обліку переписати із законодавства Росії?