ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Окончальный диагноз реформы ЖКХ
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
В настоящее время городское жилищно-коммунальное хозяйство структурно состоит из отдельных специализированных предприятий коммунальной формы собственности, другими словами — принадлежащих местной территориальной общине. Это наследие социалистической формы хозяйствования, которая доминировала до перехода к рыночным экономическим отношениям. Планово-директивная форма управления с подчинением местной власти при жесточайшем партийно-хозяйственном контроле эффективно срабатывала при поддержке централизованного бюджета. Местные тарифы устанавливались преимущественно исходя из политической целесообразности. Техническое несовершенство компенсировалось дешевизной энергетических ресурсов. Производственная дисциплина и планово-предупредительная система профилактики и ремонтов позволяли обеспечивать достаточный уровень надежности.
Это было время всеобщих субсидий: никто никому не был должен — все покрывалось. Народ и руководство каждого отдельно взятого ЖЭКа к этому привыкли если не навсегда, то очень надолго. Более того, вся система подготовки специалистов, нормативно-методическая документация и структура управления остались без изменения при переходе коммунальных хозяйств от общегосударственной формы собственности к коммунальной, то есть в собственность территориальных общин. Выработка решений власти, среди которых главное — установление тарифов на коммунальные услуги, оказалась в ведении местных органов власти, которые не обеспечены компетентными специалистами. Все идет по накатанной схеме: установление тарифов без должного экономического обоснования, бюджетные вливания через адресные субсидии населению и как компенсация убыточной эксплуатации в виде перечислений из местного бюджета по решению местного органа власти.
Читайте также: Субсидии по новым правилам
Практически игнорируется один из основных принципов рыночной экономики —спрос формирует предложение! Спрос должен определяться основным фигурантом процесса — потребителем коммунальных услуг.
Но сегодня именно потребителю навязывается предложение — оказание услуг с использованием морально и физически устаревших затратных технологий, которые объективно не в состоянии обеспечить нормативное качество услуг и приемлемый тариф.
Это явное противоречие в отношениях между потребителем и поставщиком услуг, которое со временем, в связи с физическим износом технологий и ростом цен на энергоносители, может принять антагонистический характер.
Кто же поддерживает живучесть такого экономического нонсенса? Безусловно, местный чиновник! Технологии коммунальных услуг практически не изменились за последние 30 лет, а это привело к сохранению схемы управления и необходимости поддерживать живучесть рудиментарной схемы финансирования. Пока собственность основных технологий является коммунальной или, правильнее говоря, по отношению к потребителю — ничейной, чиновник вынужден управлять ею даже в системе экономического нонсенса. Как и исходя из чего этот самый чиновник, который всегда при деле, вдруг станет инициировать проведение реформы? На такое должностное самоубийство никто не запрограммирован. При таком чиновнике все и всегда будет работать либо за счет повышения тарифов, либо за счет субсидий из бюджета. Потому нет никаких предпосылок к экономическому стимулированию внедрения энергоэффективных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих в итоге оптимизацию тарифной политики. Для чиновника, который должен обеспечить приток инвестиций для внедрения новых технологий, это «себе дороже». Ведь любой инвестиционный приток капитала требует перераспределения собственности в пользу инвестора. Так можно и без собственности остаться!
Это и есть формулировка причины скрытого управления «нереформированием» ЖКХ! В сложившейся системе условий безэкономического хозяйствования в сфере оказания коммунальных услуг местная власть как балансодержатель технологий не заинтересована в каких-либо реформах, которые могут привести к потере собственности. За все это приходится дополнительно платитьпотребителю! Это и является ответом на вопрос: кто не заинтересован в проведении реформ?
Читайте также: Препятствия на пути развития ЖКХ
У потребителя как основного обеспечителя финансового процесса функционирования ЖКХ абсолютно иная позиция. Она основывается на необходимости системной реструктуризации отрасли, которая приведет к обеспечению нормативного качества услуг при более высоком уровне надежности функционирования и минимизации общих затрат со стороны потребителя.
Необходимость подхода к разрешению проблемы реформирования ЖКХ не с позиции правительства, а в интересах потребителя: зачем нужна реформа, какова процедура ее осуществления и за какие деньги она будет реализовываться? Образно говоря, решение проблемы было поставлено «с головы на ноги», что вселяет некоторую надежду на ее успешное решение. Это абсолютно новый методологический подход к определению целей и задач реформирования ЖКХ, который завершится системным синтезом социальных технологий жизнеобеспечениятерриториальных общин городов Украины, приходящих на смену неэффективной структуре разрозненных жилищно-коммунальных предприятий. И, безусловно, в этом процессе основная инициатива, менеджмент и реализация должны принадлежать потребителю!
Каковы объективные и субъективные причины для реформирования ЖКХ?
Разработка методологии реформирования ЖКХ, на наш взгляд, должна в первую очередь учитывать особенности экономического функционирования отрасли как в общегосударственном масштабе, так и по отношению к индивидуальному потребителю. Кроме этого, синтез будущей системы должен обеспечивать достижение необходимого уровня социальной безопасности.
В целом экономика жилищно-коммунальной отрасли в общегосударственном измерении относится к затратной: на нее расходуются финансовые средства, но не создается добавочная стоимость. Отсюда первое стратегическое направление заинтересованности государства — минимизация затрат из бюджетов различных уровней. Это положение совпадает с одним из требований потребителя — минимизация выплат за предоставленные услуги.
Совпадение стратегических положений государства и индивидуума означает выработку общих направлений реформирования, где основополагающими являются внедрение эффективных технологий и совместное участие в процессе инвестирования. Основным объективным фактором для инициации процесса реформирования является отсутствие системности в функционировании технологий, что исключает управление качеством услуг со стороны потребителя.
Читайте также: Европейский путь реформ украинского ЖКХ
В настоящее время как со стороны потребителя, так и со стороны коммунальных предприятий отсутствует управление основным системным параметром — электроэнергией — и по ценообразованию, и по качеству. Электроэнергия как системный параметр является составляющей практически всех видов услуг. В некоторых видах услуг, например в водоотведении, стоимость электроэнергии определяет величину тарифа на 80%. Но на сегодняшний день снабжением электроэнергией занимаются частные (акционерные) электроснабжающие компании, которые осуществляют свою деятельность независимо от предприятий коммунальной отрасли.
В нашей стране техническая монополия на электроснабжение выражается в формуле Объединенной энергетической системы Украины (ОЭС). Исторически сложился и ревностно поддерживается нынешним законодательством порядок, при котором все электрогенераторы мощностью свыше 20 МВт обязаны работать на энергосистему. Опять-таки, потребителю навязывается то, что есть, со своими технико-экономическими показателями. Имеет ли в этом случае потребитель пространство «для маневра» с целью оптимизации собственных экономических показателей?
В принципе, при переходе к рыночным экономическим отношениям потребитель, формулируя содержание понятия «спрос», вправе определять форму и качество предложения. Таким образом, электрогенерирующая отрасль должна трансформироваться из ведущей в инфраструктурную, развитие которой определяется именно спросом, а не ее собственным предложением! Считаем целесообразным в этом случае определить качественные и количественные показатели понятия «спрос», основываясь на особенностях процесса электропотребления в жилищно-коммунальной сфере.
Первой критической особенностью выступает значимая динамика в потреблении, которая выражается как коэффициент неравномерности в диапазоне от 2,5 до 6,0. Не учитывать столь значительных цифр при огромном объеме потребления электричества населением нельзя. В то же время в ОЭС отсутствуют пиковые и маневренные электрогенерирующие мощности, производство электроэнергии имеет гипертрофированный крен в сторону АЭС, которые запрограммированы на работу в режиме постоянной нагрузки. Тепловая электрогенерация исчерпала свой проектный и физический ресурс на 98% и не в состоянии эффективно функционировать в резко переменных режимах. Именно дефицит пиковой и маневренной электрогенерации приводит к огромным ненормативным потерям в сетях при переменных режимах работы в ЖКХ — от 24 до 44%. За все платит потребитель, да еще и с прибылью, обеспечивая внутреннюю рентабельность электроснабжающих компаний на уровне 17%!
Читайте также: Европейские перспективы украинской энергетики
Выходом из этой проблемной ситуации может быть создание динамичной энергоэффективной генерации с учетом специфики работы жилищно-коммунального сектора. Это огромный резерв не только в экономике (удешевлении) функционирования ЖКХ. Он является частью общегосударственных мероприятий по повышению надежности работы ОЭС. Известно, что для обеспечения нормального уровня надежности функционирования ОЭС на 1 кВт установленной мощности АЭС необходимо 4—5 кВт пиковых и маневренных генераторов! Эта проблема может быть решена при внедрении газотурбинных электрогенераторов с великолепными маневренными характеристиками и технико-экономическими показателями. Технически это можно осуществить при реконструкции районных котельных, заменяя устаревшие водонагревательные котлоагрегаты газотурбинными электрогенераторами, работающими в комбинированном цикле одновременного производства электроэнергии и тепла. Такое технологическое решение обеспечит наивысшую степень топливоиспользования — до 94%. При этом рационально используются уже отведенные под энергетическое производство территории, существующие газовые и тепловые сети, квоты на объемы выбросов, а также не превышаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в выхлопных газах.
По материалам «Зеркала недели»