ГлавнаяПубликацииАналитикаПрава потребителей: борьба с некачественными услугами

Права потребителей: борьба с некачественными услугами

Мало кто знает, что в нашей стране у потребителя есть не только обязанности ежемесячно оплачивать счета за «коммуналку», но и право требовать надлежащего их качества.

Каждый украинец является потребителем жилищно-коммунальных услуг, и каждый украинец знает, что эти услуги очень дорогие, а их качество не соответствует стандартам и нормам жизнеобеспечения. Вместе с тем, мало кто знает, что в нашей стране у потребителя есть не только обязанности ежемесячно оплачивать счета за «коммуналку», но и право требовать надлежащего их качества.

Наиболее проблемной с точки зрения качества является предоставление населению услуг централизованного холодного и горячего водоснабжения. Горячая вода – в домах многих украинцев является большой редкостью. Вместе с тем, потребители имеют право не оплачивать или рассчитываться не в полном объеме за несоответствующее качество воды. Такие права закреплены правительственным постановлением №630 от 21 июля 2005 года «Об утверждении правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу». Документом определены основные требования к качественным и количественным показателям услуг, а также предусмотрена возможность уменьшения платы за услуги, которая не соответствует указанным нормам.

Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

Остановимся на ключевых позициях. Если в кранах нет холодной и горячей воды более шести часов в сутки, потребитель имеет право требовать перерасчет и уплачивать на 3% меньше обычного ежемесячного платежа за каждый «безводный» день. Согласно установленным в Украине нормативам температура горячей воды должна быть в диапазоне 50-65 градусов Цельсия. Абоненты имеют право отказаться от оплаты услуги или оплатить ее частично, если горячая вода не соответствует температурному режиму. В частности, это возможно если через две минуты после открытия крана температура горячей воды ниже 50С или выше 75С. Если температура горячей воды не выше 45-49С - оплата уменьшается на 10% на все время отклонения от нормы. Оплата уменьшается на треть на все время отклонения от температурного режима, если из горячего крана течет вода не выше 40-44С, а если ниже – потребитель имеет право вообще не оплачивать эту услугу.  

Кроме того, постановлением Кабинета Министров №630 определено, что услуги ЖКХ предоставляются бесперебойно, кроме периодов проведения плановых, профилактических или текущих ремонтов. В случае возникновения аварийной ситуации, недостатки, поломки и порывы должны быть устранены в максимально короткие сроки, которые определены типовым договором о предоставлении услуг. Кроме того, поставщик услуги должен предупредить потребителей о проведении плановых работ не позднее, чем за 10 дней до отключения, обнародовать график работ с указанием причин и срока, на который прервано предоставление услуги, при этом такие работы могут вестись не более, чем 21 день. В случае ликвидации последствий аварии, отключение разрешено без предупреждения. В случае если сроки устранения возникшей неисправности нарушены, вы имеете право обратиться в суд. В данном случае суд может обязать поставщика коммунальной услуги провести работы в установленный законодательством или договором срок. Кроме этого, можно просить суд применить к ответчику все предусмотренные в договоре штрафные санкций, а также просить о выплате морального ущерба.

Читайте также: Коммунальный феодализм третьего тысячелетия

Порядок документального оформления факта непредставления или предоставления не в полном объеме, или некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг установлен ст.18 закона «О жилищно-коммунальных услугах». В случае нарушения исполнителем условий договора, потребитель имеет право вызывать представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и тому подобное.

Представитель должен явиться по вызову жильца не позже, чем на протяжении двух рабочих дней. Акт-претензия составляется жильцом и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в указанный срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, акт считается действительным, если его подписали не менее двух жильцов (соседей). Акт-претензия потребителя подается исполнителю, и тот в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении претензий. В случае, если ЖЭК отказывает в приёме такой претензии, потребитель имеет право выслать её по почте заказным письмом с уведомлением, на котором указать какой документ вы отправили, а квитанцию, подтверждающую отправку, сохранить у себя.

Читайте также: Жилищно-коммунальная бесхозяйственность

Потребитель также может приглашать представителя ЖЭКа по любой причине, касающейся его ответственности в рамках договора о предоставлении услуг ЖКХ, для фиксации факта предоставления некачественной услуги будь то холодная батарея, течь в трубе водоснабжения или крыше, отсутствие освещения в подъезде. И после составления акта ЖЭК в установленный срок должен принять решение о перерасчете платежей, устранении неисправностей или других нарушений.

Что делать в случае, если требования и претензии потребителя, остаются без ответа и не вызывают никакой реакции у коммунальных служб? Юристы рекомендуют направить жалобы в управление по защите прав потребителей, отдел жалоб при горисполкоме или в суд, а также городское управление ЖКХ. Обращение в суд – достаточно действенный способ влияния на ЖЭК. Если вы не знаете, что необходимо для обращения, можно на договорных основаниях воспользоваться услугами юриста. Причём затраты, связанные с привлечением специалиста, необходимо включить в исковое заявление и просить суд взыскать эту сумму с ответчика.

 
Комментарии (0)