«У.К.» продолжает цикл еженедельных публикаций в формате вопрос-ответ, в рамках которого наши эксперты дают квалифицированные ответы на запросы читателей по актуальным проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На этой неделе на вопросы отвечает эксперт «У.К.», юрист Андрей Осадчий.
Вопрос 1. Гость
Хочу установить в квартире электрическое отопление, но теплоэнерго не хочет меня отключить от централизованного отопления. Как добиться отключения?
Ответ эксперта
Согласно п. 24 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630, потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, но отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления согласно Закону Украины «О теплоснабжении» схемой теплоснабжения, при условии обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.
Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 N4, предусмотрено отключение от централизованного теплоснабжения только целого жилого дома, а не отдельных квартир.
Поэтому теплоэнерго не «не хочет» отключить Вас, а просто не может из-за законодательно установленного запрета на отключение отдельных квартир.
Читайте также: Коммунальные предприятия и Нацкомуслуг: неравный брак Или игра в одни ворота. Часть 1
Вопрос 2. Гость
Может ли теплоснабжающее предприятие (опираясь на решение НКРРКУ) применять тариф за 1 Гкал. с 1 февраля? А для 1 кв. м (решение органа местного самоуправления) с 10 февраля? Является ли это нарушением законодательства?
Ответ эксперта
Согласно Закону Украины «О естественных монополиях», а также Закону Украины «О государственном регулировании сферы коммунальных услуг» постановления и распоряжения Нацкомуслуг являются нормативными актами и вступают в силу с момента их принятия.
Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении» решение совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
Поэтому разрыв в 10 дней между введением в действие тарифов на 1 Гкал и на 1 кв. м отапливаемой площади является естественным и фактически законодательно закрепленным.
Читайте также: Тарифы будут защищать в суде
Вопрос 3. Гость
Должен ли исполнитель/производитель услуг дополнительно, согласно части 5 ст.32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», сообщать потребителям за 15 дней о введении в действие тарифа, установленного Национальной комиссией?
Ответ эксперта
Согласно ч. 5 ст. 32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» № 1875-IV в случае изменения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги исполнитель/производитель не менее чем за 15 дней до введения их в действие сообщает об этом потребителям со ссылкой на решение соответствующих органов.
Согласно Закону Украины «О естественных монополиях», а также Закону Украины «О государственном регулировании сферы коммунальных услуг» постановления и распоряжения Нацкомуслуг являются нормативными актами и вступают в силу с момента их принятия.
Таким образом, несмотря на коллизию в законодательстве, исполнитель/производитель обязан не менее чем за 15 дней до введения новых тарифов в действие предупредить потребителей, а вот каким образом – не прописано. На практике ограничиваются сообщениями на подъездах или по местному телевидению.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»! Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам ранее, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.
Все публикации цикла «Спрашивайте – мы объясним» читайте здесь.