ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаСлабые места украинской теплоэнергетики

Слабые места украинской теплоэнергетики

О необходимости определения единой стратегии модернизации отрасли теплоснабжения говорят давно. Но ее реализация до сих пор не началась. «Украина Коммунальная» начинает серию исследований, в ходе которых попытается узнать реальное положение дел.

Государственная политика в сфере теплообеспечения связана со многими элементами национальной экономики, а также государственной политикой в других отраслях топливно-энергетического комплекса.

Национальная стратегия теплообеспечения Украины должна определить пути решения ключевых проблем, сдерживающих и ослабляющих устойчивое развитие сектора в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, главной задачей является определение приоритетов и стратегических направлений реформирования системы теплообеспечения страны, реализация которых будет способствовать устойчивому развитию жилищно-коммунального хозяйства и экономики в целом. Реализация главной задачи Национальной стратегии теплообеспечения требует системного подхода к анализу современного состояния системы теплообеспечения с учетом факторов внешней среды, влияющих на ее развитие, выявление имеющихся потенциальных угроз и благоприятных возможностей развития системы в будущем.
 
Первые сообщения о скором утверждении стратегии тепломодернизации области появились в 2008 году в тогдашнем Министерстве по вопросам ЖКХ. Национальная стратегия теплообеспечения страны разрабатывалась совместно с НАН Украины. Однако в 2009 году несколько противоположных вариантов стратегии обсуждались на заседаниях экспертных групп в МинЖКХ. Через год была создана специальная рабочая группа, которая меняла текст документа каждый квартал. В августе 2011 года появились сообщения о завершении разработки концепции стратегии. В конце года правительство утвердило разработанную концепцию, однако к разработке стратегии чиновники так и не пришли.
 
Сегодня попробуем выявить слабые места теплообеспечения:
 
1. Техническая отсталость системы, характеризующееся высоким уровнем физического и морального износа.
 
Техническое состояние котельных и тепловых сетей существующей системы теплоснабжения является неудовлетворительным. Значительной остается доля котлов со сроком эксплуатации более 25 - 30 лет, которые характеризуются низким коэффициентом полезного действия - большая часть котлов имеет КПД менее 80%.
 
 
Значительной проблемой теплового хозяйства является низкая надежность теплотрасс и их неудовлетворительная теплоизоляция. Тепловые сети проложены преимущественно в непроходимых железобетонных каналах различных конструкций с изоляцией из минеральной ваты. Они не защищены от проникновения грунтовых и других вод из сопутствующих коммуникаций, что приводит к разрушению теплоизоляции, интенсивной наружной коррозии металлических труб и, как следствие, к повреждениям и разрывам трубопроводов.
 
На начало 2009 года в устаревшем и аварийном состоянии находилось 5,6 тыс. км тепловых и паровых сетей, что составляет 15,7% от их общей протяженности (для сравнения: по итогам 2005 года требованиям технической эксплуатации не соответствовало 13,1% сетей) . В 2011 - зафиксировано около 6,5 тыс. аварийных сетей. При норме перекладывание теплосетей - 900 км ежегодно, заменяются только 500 км, сети отремонтированы только на 45%.
 
2. Низкая эффективность системы, значительный уровень потерь тепловой энергии.
 
Система централизованного теплоснабжения Украины формировалась во времена Советского Союза в соответствии с концептуальными основами, сложившимися в 1970-80 годах. Относительно низкие цены на энергоносители в тот период делали фактор потери тепловой энергии при ее транспортировке от генерирующей установки до потребителя не существенным. В результате в действующей системе теплоснабжения значительная доля электроэнергии при производстве тепла расходуется на работу сетевых и повышающих насосов, которые обеспечивают доставку теплоносителей.
 
Вследствие технической отсталости оборудования и высокого уровня его физического износа потери тепловой энергии составляют более 12 млн Гкал ежегодно, что составляет около 12% объемов производимой тепловой энергии (или 13% объемов отпущенной тепловой энергии). В пересчете на природный газ - более 2,1 млрд куб м или 15% его общего потребления отраслью.

3. Высокая энергоемкость системы, значительный уровень перерасхода топлива.
 
В жилищно-коммунальном хозяйстве потребляется 44% энергетических ресурсов или 70 млн тонн условного топлива, что составляет около 30% общего потребления топлива в Украине. Ежегодно отрасль потребляет электроэнергии - около 10 млрд кВт/ч, природного газа - около 14 млрд куб. м, угля - около 1,5 млн т. Нетрадиционные и возобновляемые виды энергии составляют 0,87 млн т. у.т.
 
Крупнейший перерасход природного газа имеет место при производстве тепловой энергии (в котельных) - 22% и при ее транспортировке - до 25%.
 
Кроме того, в Украине на комбинированное производство тепловой и электрической энергии приходится незначительная доля централизованного теплоснабжения, тогда как доля котельных, производящих только тепловую энергию, составляет примерно 75%. Для сравнения, в Финляндии, Дании и Германии когенерация обеспечивает выработку 75-80% тепловой энергии для централизованного теплоснабжения, а котельные, производящие только тепло, используются для пиковой нагрузки.
 
4. Неэффективная структура потребления энергоресурсов, ориентирована на чрезмерное потребление газа.
 
Природный газ является основным видом топлива, используемого для централизованного теплоснабжения в Украине. В структуре себестоимости тепловой энергии около 55% составляет стоимость природного газа, 11-15% электроэнергии и 8% - воды.

 
Основным топливом для ТЭЦ является природный газ - 76-80%, мазут - 15-18% и уголь - 5-6%. Что касается котельных, то здесь также основным топливом является газ - 67%, на втором месте твердое топливо (уголь) - 31%, на третьем жидкое топливо - 1,5%.
 
5. Низкий уровень обеспечения приборами учета и регулирования тепловой энергии.
 
Обеспечение внедрения средств учета и приборов регулирования потребления тепловой энергии является одним из принципов государственной политики в сфере теплоснабжения. Однако проблемными вопросами контроля за объемами потребления энергоресурсов в коммунальной сфере остаются неудовлетворительные темпы оснащения жилого фонда приборами учета потребления энергоресурсов. Так, по состоянию на конец 2012 года жилищный фонд был оснащен подомовыми счетчиками тепловой энергии - на 30% от потребности; подомовыми счетчиками горячей воды - на 17% от потребности; подомовыми счетчиками холодной воды - на 45,1% от количества домов, которые подлежат учету .
 
Источники финансирования мероприятий по приобретению и установке приборов учета и регулирования тепловой энергии в законодательстве четко не определены. Приборы учета могут находиться в разных формах собственности и, соответственно, устанавливаться за средства:
  • заказчиков строительства новых домов;
  • физических лиц;
  • объединений совладельцев многоквартирного жилого дома;
  • жилищных кооперативов;
  • управляющих;
  • исполнителей услуг по централизованному отоплению, - теплоснабжающих организаций;
  • государственного бюджета и местных бюджетов.
Такое разнообразие возможностей обусловливает проблемы с определением субъектов, ответственных за поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж) приборов учета и, соответственно, с учетом соответствующих затрат при установлении тарифов для субъектов рынка.
 
6. Неэффективная система государственной поддержки.
 
Организация государственной финансовой поддержки функционирования и развития системы централизованного теплоснабжения на сегодняшний день характеризуется бессистемным подходом. Как следствие, рынок теплоснабжения не имеет признаков, присущих рыночной экономике. Несовершенная система бюджетной поддержки стимулирует потребительские настроения у субъектов хозяйствования в сфере теплоэнергетики и теплоснабжения.
 
Характерной чертой бюджетной поддержки является осуществление ее на безвозвратное основе. Кроме того, непредсказуемость, неравномерность выделения бюджетных средств в течение года приводят к неэффективности такой помощи.
 
Существование перекрестного субсидирования, направление бюджетных средств на возмещение разницы в тарифах и субсидирование стоимости природного газа для коммунальных предприятий и населения искажает конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг, провоцирует неэффективные управленческие решения, не стимулирует энергосбережение, углубляет системные проблемы в отрасли.

 
Принципы формирования бюджетных программ, их целевые и результативные показатели, порядки использования бюджетных средств изменяются из года в год, что затрудняет формирование стратегии развития регионов в части развития коммунальной теплоэнергетики и тормозит реализацию долгосрочных проектов в этой сфере.
 
Ограниченность средств, предоставляемых из государственного и местных бюджетов на модернизацию и развитие системы коммунального теплообеспечения и их несоответствие реальным финансовым потребностям создают почву для злоупотреблений при распределении бюджетных средств.
 
Такое положение дел не стимулирует привлечение в отрасль внебюджетных инвестиций, тормозит развитие государственно-частного партнерства, лишает субъектов предпринимательства экономической мотивации в эффективном управлении объектами теплоснабжения и жилыми домами. Все это приводит к консервации ситуации, при которой предприятия системы теплоснабжения функционируют в условиях недостаточного уровня финансового покрытия своих производственных расходов.
 
Последствиями несовершенной государственной поддержки функционирования системы централизованного теплоснабжения являются:
  • отсутствие стимулов к энергосбережению;
  • отсутствие рыночной мотивации;
  • переход промышленных предприятий на индивидуальные системы отопления и увеличение вследствие этого расходов потребителей, пользующихся централизованным теплоснабжением;
  • осложнения планирования и управления расходами государственного бюджета.
 
Комментарии (0)