Новости ЖКХ
Новости ЖКХ
Публикации
Публикации
Интервью
Интервью
Комментарии
Комментарии
Опросы
Опросы
Совет экспертов ЖКХ
Совет экспертов ЖКХ
Круглый стол
Круглый стол
Рус
Укр
ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Слабые места украинской теплоэнергетики
01 марта 2013 г. 08:40
О необходимости определения единой стратегии модернизации отрасли теплоснабжения говорят давно. Но ее реализация до сих пор не началась. «Украина Коммунальная» начинает серию исследований, в ходе которых попытается узнать реальное положение дел.
Новости по теме
15 апреля 2024 г. 13:55
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
В Кабмине планируют переработать вс систему теплоснабжения
05 апреля 2024 г. 13:55
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
В Киеве в прошлом сезоне стало меньше аварий на тепловых сетях
03 апреля 2024 г. 11:15
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
На кінець березня запаси вугілля на складах енергетичних підприємств 1,2 млн тонн
Государственная политика в сфере теплообеспечения связана со многими элементами национальной экономики, а также государственной политикой в других отраслях топливно-энергетического комплекса.
Национальная стратегия теплообеспечения Украины должна определить пути решения ключевых проблем, сдерживающих и ослабляющих устойчивое развитие сектора в долгосрочной перспективе. Исходя из этого, главной задачей является определение приоритетов и стратегических направлений реформирования системы теплообеспечения страны, реализация которых будет способствовать устойчивому развитию жилищно-коммунального хозяйства и экономики в целом. Реализация главной задачи Национальной стратегии теплообеспечения требует системного подхода к анализу современного состояния системы теплообеспечения с учетом факторов внешней среды, влияющих на ее развитие, выявление имеющихся потенциальных угроз и благоприятных возможностей развития системы в будущем.
Первые сообщения о скором утверждении стратегии тепломодернизации области появились в 2008 году в тогдашнем Министерстве по вопросам ЖКХ. Национальная стратегия теплообеспечения страны разрабатывалась совместно с НАН Украины. Однако в 2009 году несколько противоположных вариантов стратегии обсуждались на заседаниях экспертных групп в МинЖКХ. Через год была создана специальная рабочая группа, которая меняла текст документа каждый квартал. В августе 2011 года появились сообщения о завершении разработки концепции стратегии. В конце года правительство утвердило разработанную концепцию, однако к разработке стратегии чиновники так и не пришли.
Сегодня попробуем выявить слабые места теплообеспечения:
1. Техническая отсталость системы, характеризующееся высоким уровнем физического и морального износа.
Техническое состояние котельных и тепловых сетей существующей системы теплоснабжения является неудовлетворительным. Значительной остается доля котлов со сроком эксплуатации более 25 - 30 лет, которые характеризуются низким коэффициентом полезного действия - большая часть котлов имеет КПД менее 80%.
Читайте также: Отопительный сезон: взгляд изнутри
Значительной проблемой теплового хозяйства является низкая надежность теплотрасс и их неудовлетворительная теплоизоляция. Тепловые сети проложены преимущественно в непроходимых железобетонных каналах различных конструкций с изоляцией из минеральной ваты. Они не защищены от проникновения грунтовых и других вод из сопутствующих коммуникаций, что приводит к разрушению теплоизоляции, интенсивной наружной коррозии металлических труб и, как следствие, к повреждениям и разрывам трубопроводов.
На начало 2009 года в устаревшем и аварийном состоянии находилось 5,6 тыс. км тепловых и паровых сетей, что составляет 15,7% от их общей протяженности (для сравнения: по итогам 2005 года требованиям технической эксплуатации не соответствовало 13,1% сетей) . В 2011 - зафиксировано около 6,5 тыс. аварийных сетей. При норме перекладывание теплосетей - 900 км ежегодно, заменяются только 500 км, сети отремонтированы только на 45%.
2. Низкая эффективность системы, значительный уровень потерь тепловой энергии.
Система централизованного теплоснабжения Украины формировалась во времена Советского Союза в соответствии с концептуальными основами, сложившимися в 1970-80 годах. Относительно низкие цены на энергоносители в тот период делали фактор потери тепловой энергии при ее транспортировке от генерирующей установки до потребителя не существенным. В результате в действующей системе теплоснабжения значительная доля электроэнергии при производстве тепла расходуется на работу сетевых и повышающих насосов, которые обеспечивают доставку теплоносителей.
Вследствие технической отсталости оборудования и высокого уровня его физического износа потери тепловой энергии составляют более 12 млн Гкал ежегодно, что составляет около 12% объемов производимой тепловой энергии (или 13% объемов отпущенной тепловой энергии). В пересчете на природный газ - более 2,1 млрд куб м или 15% его общего потребления отраслью.
3. Высокая энергоемкость системы, значительный уровень перерасхода топлива.
В жилищно-коммунальном хозяйстве потребляется 44% энергетических ресурсов или 70 млн тонн условного топлива, что составляет около 30% общего потребления топлива в Украине. Ежегодно отрасль потребляет электроэнергии - около 10 млрд кВт/ч, природного газа - около 14 млрд куб. м, угля - около 1,5 млн т. Нетрадиционные и возобновляемые виды энергии составляют 0,87 млн т. у.т.
Крупнейший перерасход природного газа имеет место при производстве тепловой энергии (в котельных) - 22% и при ее транспортировке - до 25%.
Кроме того, в Украине на комбинированное производство тепловой и электрической энергии приходится незначительная доля централизованного теплоснабжения, тогда как доля котельных, производящих только тепловую энергию, составляет примерно 75%. Для сравнения, в Финляндии, Дании и Германии когенерация обеспечивает выработку 75-80% тепловой энергии для централизованного теплоснабжения, а котельные, производящие только тепло, используются для пиковой нагрузки.
4. Неэффективная структура потребления энергоресурсов, ориентирована на чрезмерное потребление газа.
Природный газ является основным видом топлива, используемого для централизованного теплоснабжения в Украине. В структуре себестоимости тепловой энергии около 55% составляет стоимость природного газа, 11-15% электроэнергии и 8% - воды.
Читайте также: Как лечить энергетическую зависимость?
Основным топливом для ТЭЦ является природный газ - 76-80%, мазут - 15-18% и уголь - 5-6%. Что касается котельных, то здесь также основным топливом является газ - 67%, на втором месте твердое топливо (уголь) - 31%, на третьем жидкое топливо - 1,5%.
5. Низкий уровень обеспечения приборами учета и регулирования тепловой энергии.
Обеспечение внедрения средств учета и приборов регулирования потребления тепловой энергии является одним из принципов государственной политики в сфере теплоснабжения. Однако проблемными вопросами контроля за объемами потребления энергоресурсов в коммунальной сфере остаются неудовлетворительные темпы оснащения жилого фонда приборами учета потребления энергоресурсов. Так, по состоянию на конец 2012 года жилищный фонд был оснащен подомовыми счетчиками тепловой энергии - на 30% от потребности; подомовыми счетчиками горячей воды - на 17% от потребности; подомовыми счетчиками холодной воды - на 45,1% от количества домов, которые подлежат учету .
Источники финансирования мероприятий по приобретению и установке приборов учета и регулирования тепловой энергии в законодательстве четко не определены. Приборы учета могут находиться в разных формах собственности и, соответственно, устанавливаться за средства:
- заказчиков строительства новых домов;
- физических лиц;
- объединений совладельцев многоквартирного жилого дома;
- жилищных кооперативов;
- управляющих;
- исполнителей услуг по централизованному отоплению, - теплоснабжающих организаций;
- государственного бюджета и местных бюджетов.
Такое разнообразие возможностей обусловливает проблемы с определением субъектов, ответственных за поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж) приборов учета и, соответственно, с учетом соответствующих затрат при установлении тарифов для субъектов рынка.
6. Неэффективная система государственной поддержки.
Организация государственной финансовой поддержки функционирования и развития системы централизованного теплоснабжения на сегодняшний день характеризуется бессистемным подходом. Как следствие, рынок теплоснабжения не имеет признаков, присущих рыночной экономике. Несовершенная система бюджетной поддержки стимулирует потребительские настроения у субъектов хозяйствования в сфере теплоэнергетики и теплоснабжения.
Характерной чертой бюджетной поддержки является осуществление ее на безвозвратное основе. Кроме того, непредсказуемость, неравномерность выделения бюджетных средств в течение года приводят к неэффективности такой помощи.
Существование перекрестного субсидирования, направление бюджетных средств на возмещение разницы в тарифах и субсидирование стоимости природного газа для коммунальных предприятий и населения искажает конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг, провоцирует неэффективные управленческие решения, не стимулирует энергосбережение, углубляет системные проблемы в отрасли.
Читайте также: Бюджет ЖКХ: сэкономить - тяжело, потратить - невозможно
Принципы формирования бюджетных программ, их целевые и результативные показатели, порядки использования бюджетных средств изменяются из года в год, что затрудняет формирование стратегии развития регионов в части развития коммунальной теплоэнергетики и тормозит реализацию долгосрочных проектов в этой сфере.
Ограниченность средств, предоставляемых из государственного и местных бюджетов на модернизацию и развитие системы коммунального теплообеспечения и их несоответствие реальным финансовым потребностям создают почву для злоупотреблений при распределении бюджетных средств.
Такое положение дел не стимулирует привлечение в отрасль внебюджетных инвестиций, тормозит развитие государственно-частного партнерства, лишает субъектов предпринимательства экономической мотивации в эффективном управлении объектами теплоснабжения и жилыми домами. Все это приводит к консервации ситуации, при которой предприятия системы теплоснабжения функционируют в условиях недостаточного уровня финансового покрытия своих производственных расходов.
Последствиями несовершенной государственной поддержки функционирования системы централизованного теплоснабжения являются:
- отсутствие стимулов к энергосбережению;
- отсутствие рыночной мотивации;
- переход промышленных предприятий на индивидуальные системы отопления и увеличение вследствие этого расходов потребителей, пользующихся централизованным теплоснабжением;
- осложнения планирования и управления расходами государственного бюджета.
Комментарии (0)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться на сайте