ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифи ЖКХ: сложности обоснования

Тарифи ЖКХ: сложности обоснования

Коммунальщики нашли способ правильно и своевременно подавать регулятору отчеты со своими тарифными расчетами

Последние два года стали переломными для ключевых сегментов отрасли ЖКХ: тепло- и водоснабжения. Кардинальные изменения, которые произошли в их работе, связанны с созданием нацрегулятора, который лицензирует деятельность естественных монополистов, и устанавливает им тарифы на их услуги. Как известно, к созданию Нацкомиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (23 ноября 2011 года), ее функции выполнял в течение 1-1,5 лет другой регулятор - Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ). До тех пор, все предприятия коммунальной инфраструктуры были подчинены местной власти.

Централизованное государственное регулирование заставило предприятия теплоэнергетики и водоснабжения работать в новых условиях. Если раньше муниципалитеты требовали от них ежемесячно представлять отчетность о своих финансовых и производственных результатах, то регуляторы разработали более детальный порядок, формы, и алгоритм отчетности, которой вынуждают предприятия к более кропотливой работы со своими данными. По словам самих монополистов, местные власти требовали от них только предоставлять оперативную информацию. Обычно, такой отчет проходил в телефонном режиме и состоял из двух показателей: процент оплаты населением по счетам и объемы фактически отпущенных потребителям гигакалорий тепла или кубометров воды. При отсутствии средств коммерческого и технологического учета вообще последние цифры рисовались очень приблизительно.

СПРАВКА: Нацкомпослуг лицензирует деятельность 134 водоснабжающих предприятий, обслуживающих территории с населением не менее 40 тыс. человек, и почти 270 ТКЭ, ежегодный объем отпуска тепловой энергии которых более 20 тыс. Гкал.

Читайте также:Оплата за ЖКХ: теория большого обмана

Впрочем, «Украина Коммунальная» неоднократно убеждалась, что новые порядки отчетности являются очень сложными для предприятий отрасли. Так, на заседаниях регулятора часто можно услышать, что лицензиаты не предоставляют свои тарифные расчеты своевременно, или предоставляют с ошибками. При этом в Нацкомпослуг считают, что налаженный «обратная связь» является залогом установления экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, которые бы учитывали все расходы лицензиатов на их выработки. «Что касается нахождения общего языка с лицензиатами, это непростой процесс, - комментирует председатель Комиссии Валерий Саратов в одном из интервью взаимоотношения с лицензиатами. - Не привыкли предприятия, их деятельность кто-то контролирует, причем настолько детально, как это делает Комиссия. К тому же, не всегда уровень сотрудников наших лицензиатов позволяет выполнить все наши требования в отношении отчетности, тарифных расчетов, оформление документов и пр».

Попробуем разобраться в коллизиях отчетности. Формами отчетности были установлены постановлением НКРЭ Украины №606 от 14 апреля 2011 года (формы 1-НКРЭ-производство тепловой энергии, 2-НКРЭ-тепло, 2-НКРЭ-водопостачання/водовідведення т.д., всего семь форм отчетности). Несмотря на то, что в 2012 году львиная доля лицензиатов по результатам проверок Нацкомпослуг были оштрафованы именно за непредставление или несвоевременное представление отчетности по формам НКРЭ («У.К.» - Комиссия приняла 21 постановление, которым оштрафовала коммунальщиков на общую сумму 426 тис.грн ), то этот проблемный вопрос стало своеобразным камнем преткновения в отношениях лицензиатов и регулятора.

Однако, как известно, только практика является критерием истины. За время, прошедшее с момента введения обязательной отчетности по формам НКРЭ, а также под влиянием штрафных санкций со стороны Нацкомпослуг, специалисты предприятий в большинстве своем разгадали тайны составления отчетности, пытаясь подавать ее правильно и своевременно.

«Для того, чтобы правильно составлять отчеты по формам НКРЭ, необходимо полное взаимодействие между бухгалтерией, абонентским отделом и производственными службами предприятия. - делится своими «секретами» начальник ПЭВ КП «Полтававодоканал» Валентина Чирничка, - Если до введения форм НКРЭ каждая служба предприятия звитувалася отдельно, и в общем балансе был хаос, то с появлением этих документов, отчетные данные предприятия унифицировались, а это позитивно».

Читайте также: Правительство склоняет регуляторы к взаимоотношениям

 

Существуют некоторые проблемы с подачей отчетности, связанные с субъективным их восприятием специалистами предприятий - лицензиатов. «Заполнять форму 6-НКРЭ-ЖКК, согласно которой надо отчитываться о финансовых результатах и ​​исполнения сметы расходов, довольно неудобно, - говорит ведущий экономист КП «Новомосковськтеплоенерго» (Днепропетровска область) Надежда Бузинова, - Поскольку она содержит в себе показатели других отчетов, таких, как отчет о финансовых результатах №2». Из-за того, что много цифр дублируется, возникают автоматические ошибки, говорит она. «Кроме этого, есть некоторые несогласованности с порядком №16 «Расходы». Но мы учимся, сдаем отчеты с ошибками, исправляем, снова сдаем, такова наша работа», - резюмирует специалист.

По мнению главного бухгалтера КП «Теплообеспечение» города Коростень (Житомирская область) Людмилы Городничей, существенно бы облегчило представление отчетности по установленным формам обеспечения предприятий за счет или на льготных условиях специальным программным обеспечением, которое в автоматическом режиме распределяет расходы и доходы лицензиата по отдельным видам деятельности. Особенно это необходимо предприятиям теплокоммунэнерго, которые отныне должны распределять свою деятельность на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии. «Такое программное обеспечение позволит оперативно отчитываться в Нацкомпослуг и сделает невозможным ошибки, которые просто неизбежны при «ручной» обработке информации», - констатирует госпожа Городничая.

Итак, видим, что не так страшны отчеты по форме НКРЭ, как их рисуют. Самое главное, что нужно сделать монополистам - лицензиатам - грамотно и эффективно организовать процесс сбора на предприятии первичной информации, обеспечить слаженное сотрудничество отдельных отделов и служб, организовать автоматизированный учет доходов и расходов.

Но не только лицензиаты должны совершенствоваться. Чтобы, наконец, найти общий язык с лицензиатами, и Нацкомпослуг должен сделать поступательные шаги им навстречу. Например, штрафовать сразу предприятия за несвоевременное представление отчетности, а раз в месяц проводить учебно - разъяснительные бесплатные семинары или мастер - классы по отчетности. Как видим, компромисс - единственный путь построения нормальных отношений между лицензиатами и Нацкомпослуг. Остается надеяться, что это поймут обе стороны, и уступки не станут игрой в одни ворота.

 
Комментарии (0)