ИНФОГРАФИКА:
Як військовим отримати пільги на комуналку?
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Потребитель ЖКУ: плати и требуй

«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Вместе с тем, мало кто знает, что в нашей стране у потребителя есть не только обязанности ежемесячно оплачивать счета за «коммуналку», но и право требовать надлежащего качества.
Наиболее проблемной с точки зрения качества предоставления населению услуг централизованного холодного и горячего водоснабжения. Горячая вода в домах многих украинцев является большой редкостью. Вместе с тем, потребители имеют право не оплачивать или рассчитываться в полном объеме за несоответствующее качество воды. Такие права закреплены правительственным постановлением № 630 от 21 июля 2005 года «Об утверждении правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения». Документом определены основные требования к качественных и количественных показателей услуг, а также предусмотрена возможность уменьшения платы за услуги, что не соответствует указанным нормам.
Остановимся на ключевых позициях. Если в кранах нет холодной и горячей воды более шести часов в сутки, потребитель имеет право требовать перерасчет и платить на 3% меньше обычного ежемесячного платежа за каждый «безводный» день. Согласно установленным в Украине нормативам температура горячей воды должна быть в диапазоне 50-65 градусов Цельсия. Абоненты имеют право отказаться от оплаты услуги или оплатить ее частично, если горячая вода не соответствует температурному режиму. В частности, это возможно если через две минуты после открытия крана температура горячей воды ниже 50С или выше 75С. Если температура горячей воды не выше 45-49С - оплата уменьшается на 10% на все время отклонения от нормы. Оплата уменьшается на треть на все время отклонения от температурного режима, если из горячего крана течет вода не выше 40-44с, а если ниже - потребитель имеет право вообще не оплачивать эту услугу.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров № 630 определено, что услуги ЖКХ предоставляются бесперебойно, кроме периодов проведения плановых, профилактических или текущих ремонтов. В случае возникновения аварийной ситуации, недостатки, поломки и порывы должны быть устранены в максимально короткие сроки, которые определены типовым договором о предоставлении услуг. Кроме того, поставщик услуги должен предупредить потребителей о проведении плановых работ не позднее, чем за 10 дней до отключения, обнародовать график работ с указанием причин и срока, на который прервано предоставления услуги, при этом такие работы могут вестись не больше, чем 21 день. В случае ликвидации последствий аварии, отключение разрешено без предупреждения. В случае если сроки устранения возникшей неисправности нарушены, вы имеете право обратиться в суд. В данном случае суд может обязать поставщика коммунальной услуги провести работы в установленный законодательством или договором срок. Кроме этого, можно просить суд применить к ответчику все предусмотренные в договоре штрафные санкций, а также просить о выплате морального ущерба.
Порядок документального оформления факта непредоставления или предоставления не в полном объеме, или некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг установлен ст.18 закона «О жилищно-коммунальные услуги». В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором указываются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.
Представитель должен явиться по вызову жильца не позднее, чем в течение двух рабочих дней. Акт-претензия составляется жильцом и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в указанный срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, акт считается действительным, если его подписали не менее двух жителей (соседей). Акт-претензия потребителя подается исполнителю, и тот в течение трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении претензий. В случае, если ЖЭК отказывает в приеме такой претензии, потребитель имеет право выслать ее по почте заказным письмом с уведомлением, на котором указать какой документ вы отправили, а квитанцию, подтверждающий отправку, сохранить у себя.
Читайте также: Как общаться с ЖЭКом?
Потребитель также может приглашать представителя Жэка по любой причине, что касается его ответственности в рамках договора о предоставлении услуг ЖКХ, для фиксации факта предоставления некачественной услуги будь то холодная батарея, течь в трубе водоснабжения или крыши, отсутствие освещения в подъезде. И после составления акта ЖЭК в установленный срок должен принять решение о перерасчете платежей, устранения неисправностей или других нарушений.
Что делать в случае, если требования и претензии потребителя, остаются без ответа и не вызывают никакой реакции у коммунальных служб? Юристы рекомендуют направить жалобу в управление по защите прав потребителей, отдел жалоб при горисполкоме или в суд, а также городское управление ЖКХ. Обращение в суд - достаточно действенный способ влияния на ЖЭК. Если вы не знаете, что необходимо для обращения, можно на договорных основаниях воспользоваться услугами юриста. Причем расходы, связанные с привлечением специалиста, необходимо включить в исковое заявление и просить суд взыскать эту сумму с ответчика.
