ЖКХ не торопится за деньгами

Предприятия отрасли, которые намерены заложить в свои тарифы средства на модернизацию, не торопятся согласовывать их с регулятором. Это не дает ведомству установить экономически обоснованные тарифы на услуги ЖКХ.

Массовое промедление

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг вчера на официальном веб-сайте обнародовала данные о состоянии инвестиционных программ теплоснабжающих предприятий. Согласно сообщению регулятора, на 15 октября Комиссия рассмотрела 198 инвестиционных программ и предоставила 227 консультаций относительно порядка их формирования. Впрочем, из них лишь 70 предприятий направили свои инвестиционные программы регулятору официально. При этом Нацкоммуслуг утвердила только 10 инвестпрограмм, а остальные 60 – были отправлены лицензиатам на доработку.

Низкие темпы согласования инвестиционных программ теплоснабжающими предприятиями в Комиссии объясняют целым рядом причин. В частности, речь идет о ненадлежащем оформлении документов. Лицензиаты, претендующие на утверждение инвестиционной составляющей в тарифах на тепловую энергию, подают регулятору на рассмотрение программы, не согласованные с местными органами власти, не указывают источники их финансирования, не подают технико-экономическое обоснование необходимости реализации мероприятий в рамках программы, а также не могут аргументировать их стоимость.

Вместе с тем, это далеко не полный перечень замечаний Нацкоммуслуг. Теплоснабжающие предприятия также включают в инвестпрограммы мероприятия, которые не являются энергосберегающими, предполагают проведение текущих ремонтов, а также тех действий, которые не относятся к сфере регулирования Комиссии. При этом лицензиаты представляют программы с большим сроком окупаемости, не направляют регулятору копии экспертизы сметной части проектной документации или присылают инвестпрограммы без сметы.

При этом, остается еще значительная часть лицензиатов, которые и вовсе не предоставили Нацкоммуслуг свои инвестпрограммы (33 предприятия), а некоторые, получившие замечания регулятора, до сих пор не привели свои документы в соответствие (17 предприятий).

Отсутствие утвержденных инвестпрограмм лишает регулятор возможности утвердить теплоснабжающим предприятиям экономически-обоснованные тарифы. «В свою очередь, это может привести к снижению надежности теплоснабжения жилых зданий, учреждений бюджетной сферы и других организаций», - отмечается в сообщении Комиссии. Регулятор письмом от 15 октября обратился к органам местного самоуправления с просьбой «поспособствовать в решении вопроса надлежащей доработки и срочного предоставления указанными лицензиатами инвестиционных программ в Комиссию».

Справка: Нацкоммуслуг лицензирует деятельность предприятий-производителей тепловой энергии, ежегодный объем отпуска которой потребителям превышает 20 тыс. Гкал, а также  - предприятий, транспортирующих и поставляющих тепло, объем которого превышает 18 тыс Гкал в год. Лицензии на производство тепловой энергии имеют 135 предприятий, на ее транспортировку – 144, а поставка лицензирована у 163 монополистов. Кроме того, 35 предприятий получили лицензию регулятора на осуществление трех видов деятельности, а также 2 – на транспортировку и поставку.

Инвестиционная, а не политическая составляющая

О необходимости привести тарифы на услуги ЖКХ к экономически обоснованному уровню в Украине говорят уже давно. Тем не менее, власти не слишком торопятся менять существующую ситуацию в отрасли. Фактически, реформу системы тарифообразования  можно разделить на два условных этапа. Первый из них характеризуется централизацией тарифной политики, второй – изменением принципов формирования стоимости коммунальных услуг. В частности, с целью исключить так называемую политическую составляющую из структуры тарифов, был создан государственный коллегиальный орган – национальный регулятор. Сейчас Нацкоммуслуг устанавливает для монополистов, которые занимаются производством, транспортировкой и поставкой тепловой энергии и воды, стоимость гигакалории и кубометра. Однако тариф на соответствующие коммунальные услуги по-прежнему утверждают местные власти.

Читайте также: Монополисты смогут судится с регулятором

Помимо того, согласно указу Президента №1073 от 23 ноября 2011 года, Комиссия также лицензирует деятельность тепло- и водоснабжающих компаний, проверяет выполнение ими лицензионных условий, а также контролирует выполнение монополистами инвестиционных программ. Под этим понятием следует понимать комплекс мероприятий, которые должны быть направлены на повышение эффективности и сокращение затрат предприятий, а также на обновление основных фондов лицензиатов. То есть, проще говоря, речь идет о модернизации оборудования, переходе на энергосберегающие технологии, установке приборов коммерческого и технологического учета.  

Учитывая, что на сегодня единственным источником дохода предприятий коммунальной теплоэнергетики и водоснабжения является оплата потребителей за предоставленные услуги, средства на реализацию инвестиционных программ должны быть заложены в тарифы.

Необходимость включения в структуру стоимости коммунальных услуг инвестиционной составляющей объясняется отчасти и тем, что действующая система тарифообразования отнюдь не способствует скорейшему экономическому обоснованию тарифов. Таким образом, до того, как в Украине будет сформирована полноценная законодательная база для введения стимулирующих механизмов тарифного регулирования, реализация инвестпрограмм позволит усовершенствовать уже изжившую себя методику формирования тарифов «затраты себестоимости плюс рентабельность». То, что инвестиционная составляющая в тарифах должна способствовать постепенному переходу к окупаемой стоимости коммунальных услуг, закреплено и в п. 159 Национального плана действий на 2012 года, утвержденного указом главы государства №187.

Причинно-следственная связь

Сейчас процедура утверждения тарифов на генерацию, транспортировку и поставку тепловой энергии потребителям по-прежнему регулируется постановлением Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ) №244, а порядок тарифообразования - постановлением №242 (оба - от 17 февраля 2011 года). Документы предписывают относить инвестсоставляющую к плановой прибыли предприятия, а также регламентируют, что невыполнение инвестпрограммы может стать причиной для изменения тарифов на тепловую энергию.

Впрочем, в Нацкоммуслуг «У.К.» объяснили, что наличие инвестиционной составляющей все же не является обязательным условием для утверждения тарифов теплоснабжающим предприятиям. Последние и вовсе могут отказаться от реализации инвестпрограмм, а, соответственно, и от учета в стоимости их услуг средств на их реализацию. В этом случае, инвестсоставляющая будет компенсироваться за счет амортизационных отчислений. То есть, речь идет о перенесении стоимости основных фондов и нематериальных активов по мере их износа на стоимость производимых предприятиями услуг. Однако, тогда в последующем отчетном периоде в тарифе не будет учитываться остаточная стоимость основных средств, или, проще говоря, текущая стоимость активов. Эта стоимость должна быть равной первоначальной стоимости основных фондов, вычисленная с учетом их износа в течение всего срока эксплуатации и вычетом амортизации. А это как раз те средства, которые предприятия расходуют на проведение текущих ремонтов или реконструкций. В результате лицензиаты оказываются в ситуации, когда при отсутствии инвестсоставляющей, они вынуждены будут тратить амортизационные отчисления на текущие ремонты, а не на модернизацию.

Однако, если лицензиаты все же намерены предусмотреть средства на модернизацию и энергоэффективность (а таких предприятий большинство), им необходимо подать на рассмотрение Комиссии два пакета документов: расчет тарифа и инвестпрограмму. Процесс утверждения тарифов тормозится как раз из-за того, что ненадлежащая подача документов, или вовсе их отсутствие, не дают возможности регулятору утвердить инвестпрограмму, соответственно, и тариф.

Законодательно неуловима

Законодательных инициатив, предусматривающих учет в тарифах на тепловую энергию и водоснабжение инвестиционной составляющей, было предложено Верховной Раде немало. Вместе с тем, украинский парламент не торопится законодательно закреплять механизм, который позволит предприятиям отрасли улучшить свои финансово-экономические показатели.

Одним из первых комплексных законопроектов, которым  предлагалось разрешить предприятиям отрасли относить к экономически обоснованным затратам расходы на возмещение привлеченных инвестиций в модернизацию предприятий, был внесен в парламент группой депутатов в июле 2011 года. Проект № 9033 предусматривал компенсацию инвестсоставляющей тарифа за счет снижения себестоимости услуг в результате сокращения уровня потребления энергоресурсов. Документ был принят в ноябре прошлого года за основу и до сих пор проходит подготовку ко второму чтению в профильном комитете Рады.

Читайте также: Путь к инвестициям украинского ЖКХ

История инициатив продолжилась и в текущем году. Так 2 октября в сессионном зале прошел первое чтение законопроект №10368, которым предлагаются аналогичные прошлогоднему проекту нормы. Документ возлагает полномочия по утверждению инвестпрограмм и контролю за их выполнением на Нацкоммуслуг, а также закрепляет действие счетов со специальным режимом использования для расчетов потребителей за услуги монополистов. В принципе, этот документ можно назвать революционным, поскольку им предполагается установить стимулирующее тарифное регулирование.

При этом в Раде готовится к рассмотрению еще один законопроект, на этот раз правительственный. Им также предлагается закрепить за отраслевым регулятором право утверждать инвестпрограммы, порядки их подачи, рассмотрения и утверждения, а также контролировать выполнение их монополистами.

Отдельно Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало проект постановления Кабинета Министров, которым планирует изменить порядок формирования тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, а также – на услуги централизованного отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотвода. Проектом предлагается внести в порядки тарифообразования понятие «инвестиционная программа», которое определяется как комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня надежности и обеспечения эффективной работы систем тепло- и водоснабжения, а также улучшение качества услуг. При этом в программе должны быть обоснованы источники ее финансирования и график выполнения. Сейчас документ проходит общественное обсуждение на официальном сайте Минрегиона.

Наконец, единственный закон, которым предписывается утверждение и выполнение инвестпрограмм, вступил в силу в июне 2012 года. Документом № 4434-VI внесены изменения в закон «О теплоснабжении». В частности, утверждать инвестпрограммы для теплоснабжающих предприятий получили право органы местного самоуправления.

Законодательные перипетии относительно утверждения инвестпрограмм, промедление с подачей документов со стороны теплоснабжающих компаний, невольно заставляют задуматься над тем, что пока стоимость коммунальных услуг во многом регулируется политической, а не инвестиционной составляющей. Ее введение в тарифы на услуги ЖКХ предполагает их повышение, что может быть невыгодно муниципалитетам. Ведь местным властям сложно будет объяснить населению, что в результате реализации инвестпрограмм тариф со временем будет сокращаться, поскольку снижение энергопотребления повлечет удешевление себестоимости услуг. 

Для того, чтобы устанавливаемое программное обеспечение функционировало качественно, на компьютер устанавливают соответствующие драйвера. На сайте driverfresh.com Вашему вниманию представлены драйверы для ноутбука Acer Aspire V3-571G. Заходите, скачивайте и устанавливайте.

 
Комментарии (13)
streltsov2
23 октября 2012 г. 10:00
Да, для наших совковых директоров составить инвестпрограмму - задача непосильная. вот и тормозится все.
Мария Цатурян0
23 октября 2012 г. 10:43
Ну так нужно, значит, разработать и принять какой-то единый алгоритм формирования инвестсоставляющей. Четче прописать в законодательстве - это учитываем, это нет. Хотя, с другой стороны, это все есть в постановлениях НКРЭ. Но нельзя же так это оставлять, нужно как то проводить работу с директорами... Инвестпрограммы им нужны, прежде всего
Сергей Светлов0
23 октября 2012 г. 10:47
Вот, так они и думают. Пусть Партия нам напишет, куда какие цифры вставлять, а мы, так и быть, вставим. А может, и не вставим. Им уже и регулятора создали, а они все так же ноют и ничего и не нужно.
Геннадий Пивовар1
23 октября 2012 г. 10:51
Сейчас на предприятиях много молодых людей, которые умеют сами работать с цифрами и составлять программы, в том числе и инвестиционные. Не все так мрачно!
Михаил
23 октября 2012 г. 10:54
Вы этих молодых людей видели? 9 из 10 этих молодых специалистов в госпредприятиях даже с офисными программами работают еле-еле. Там же блат везде. Наберут таких, а они сидят только штаны протирают
streltsov
23 октября 2012 г. 10:57
Мария, такой алгоритм разработан. Но что бы по нему работать, тоже нужны мозги. А это нынче-дефицит.
Мария Цатурян3
23 октября 2012 г. 11:09
Streltsov, а не могли бы Вы уточнить, каким нормативно-правовым актом утвержден такой алгоритм? интересно будет прочитать) А то я кроме постановлений НКРЭ ничего в законодательстве не нашла, видимо плохо искала(((
streltsov
24 октября 2012 г. 09:00
Речь не идет о нормативно-правовых актах. Я имел в виду рекомендации, методики, которые могут помочь в составлении такого инвестплана
Тепловик
23 октября 2012 г. 20:09
Уважаемая Марина! Всегда нравились Ваши статьи. В этот не покидает впечатление, что писал сотрудник Нацкомуслуг, который хочет создать картину того, что предприятия не в состоянии предоставить необходимые расчеты, поскольку не могут подготовить документы, и
Тепловик
23 октября 2012 г. 20:18
.. или попросту не хотят. Это не так. С учетом требований "специалистов" регулятора сделать это просто нереально, т.к. их действия в части согласования полностью оторваны от реальности, поэтому и меняются с "завидной" постоянностью:-"Сегодня хочу так, а
Тепловик
23 октября 2012 г. 20:22
завтра хочу не так". Вот и идет процесс таким образом - вроде все и работают, а результата - ноль. Но "виноваты", конечно, предприятия. Попробуйте узнать ситуацию и
Тепловик
23 октября 2012 г. 20:24
с другой стороны. Будет интересно.
Мария Цатурян
24 октября 2012 г. 09:37
Уважаемый Тепловик, спасибо за внимание к моим статьям, и к нашему порталу в целом). У меня буквально две ремарки: 1. Меня зовут не Марина, а Мария) 2. Согласна, статья представлена несколько однобоко. Но только почему то, когда звонишь директорам ТКЭ, практически все отказываются официально комментировать действия регулятора. При этом неофициально (то есть, когда я говорю, что не буду на них ссылаться) - кроме того, что регулятор такой сякой, никаких конструктивных объяснений. Так как же я должна представить позицию участников отрасли, если вы не хотите ее журналисту озвучивать?