ЖКХ утопает в долгах

Проблема задолженности водоканалов и теплокоммунэнерго, вероятные последствия сокращения импорта газа и неутешительные планы «Укравтодора», - «Украина Коммунальная» предлагает обзор самых актуальных событий прошедшей недели.

Долговая яма

В сфере ЖКХ актуальной продолжает оставаться сложная финансовая ситуация вокруг водоканалов и теплокоммунэнерго. Тенденцию к снижению уровня платежей предприятия водопроводно-канализационного хозяйства демонстрируют уже из года в год, однако в текущем году этот показатель снизился до рекордных 10%. За четыре месяца водоканалы нарастили долги за электроэнергию в 3,3 млрд грн. По итогам года этот показатель может превысить 5 млрд грн.

Рост задолженности водоканалов перед энергоснабжающими организациями объясняется несоответствием между установленными тарифами и реальной себестоимостью услуг по водоснабжению, а также отсутствием дотаций из госбюджета на погашение этой разницы. Осложняет ситуацию и то, что практически ежемесячно водоканалы получают новую повышенную цену на электроэнергию. Так, в феврале текущего года стоимость электроэнергии для потребителей второго класса выросла на 5% (до 1,20 грн/кВт/ч). И это при том, что на начало года стоимость киловатта и так выросла на 5%. Если такая тенденция сохранится и дальше, то до конца года рост составит 20%. Повышение цен на электроэнергию привело к увеличению удельного веса стоимости потребленной электроэнергии в затратах предприятий водопроводно-канализационного хозяйства до почти 60%. А действующие тарифы, по данным самого же отраслевого регулятора (Нацкомуслуг), возмещаются в среднем лишь 60% себестоимости производимых водоканалами услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу.

В аналогичной ситуации оказались теплоснабжающие предприятия. По состоянию на середину месяца сумма долга теплокоммунэнерго перед НАК «Нафтогаз Украины» составила 4 млрд грн. Как следствие предприятиям прекращают поставки топлива. Как и в случае с водоканалами, причиной того что теплокоммунэнерго не могут осуществить расчеты за потребленные услуги является не выплата государством дотации на погашение разницы в тарифах. Именно эта дотация и позволяет провести расчеты за потребленный природный газ, исходя из покрытия разницы между фактической стоимостью природного газа в 1309 грн/тыс. куб м и заложенной в тариф 1040 грн/тыс. куб м.

Читайте также: Водоканалы Украины: в шаге от пропасти

Впрочем, на неделе председатель НКРЭ Сергей Титенко попытался успокоить общественность, заявив, что напряженность на энергорынке в связи с ростом долгов водоканалов вскоре может быть снята. Господин Титенко напомнил, что в марте текущего года Кабмин утвердил порядок и условия предоставления субвенций из государственного бюджета на погашение задолженности по разнице в тарифах на тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу. Согласно документу, объем субвенции в 2013 году на покрытие разницы в тарифах для водоканалов должен составить 3,5 млрд, для теплоснабжающих предприятий – 1,6 млрд грн.

Иного мнения придерживается первый заместитель Председателя комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Верховной Рады Геннадий Зубко. «К нам поступила информация, что на остатках Госказначейства в конце апреля было всего около 100 тысяч гривен, поэтому говорить о том, что найдут деньги на покрытие всей разницы, накопившейся у водоканалов и теплокоммунэнерго, я считаю, оснований нет», - рассказал чиновник.

Разрешить ситуацию можно только путем повышения тарифов до экономически обоснованного уровня, убежден старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква. Надеяться же на поддержку из государственного бюджета по мнению эксперта не стоит. С ним соглашается заместитель Председателя комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Верховной Рады Владислав Лукьянов. Однако в краткосрочной перспективе, чиновник видит решение проблемы путем выделения средств из госбюджета. В частности, господин Лукьянов отмечает, что в бюджете заложен ряд механизмов, которые позволяют финансировать важные и неотложные для государства потребности.

Читайте также: «Нафтогаз» напустил холода

В заключение напомним, что в начале года председатель Нацкомуслуг Валерий Саратов заявлял, о планах ведомства поэтапно повышать тарифы на тепло- и водоснабжение с приведением их к экономически обоснованному уровню до 2015 года.

Балансируя на грани

На неделе Кабмин обнародовал утвержденный еще 29 апреля баланс газа на текущий год. Согласно документу, импорт природного газа в Украину составит 27,3 млрд куб м. Из них у «Газпрома» «Нафтогаз» закупит только 18 млрд куб м, еще 8 млрд импортирует компания Ostchem бизнесмена Дмитрия Фирташа. Остальные 1,3 млрд куб м топлива импортируют по реверсной схеме у немецкого газового трейдера RWE.

Такая стратегия по сокращению закупок импортного газа может вылиться в новый конфликт между НАК и «Газпромом», по поводу недобора топлива согласно контракту. Впрочем, эксперты убеждены, что Украина сознательно идет на такие риски, ведь в случае судебного иска от «Газпрома», в пользу Киева можно использовать тот факт, что реверсный газ – российского происхождения. «При умелой постановке этих вопросов, украинские юристы могут отстоять наши позиции, когда Россия подаст иск в Арбитражный суд, и показать, что мы выполнили обязательства, то есть купили российский газ, но по другой цене», - рассказал «телеканалу новостей 24» президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук.

Однако специалисты предупреждают, что если судебного иска не будет, штрафные санкции от «Газпрома» могут стать формальным поводом для получения контроля над украинской ГТС. Напомним, недавно президент российского газового общества Валерий Язев заявил, что Россия предлагает Украине два варианта сотрудничества: обмен активами между «Газпромом» и «Нафтогазом», или совместную эксплуатацию ГТС. При этом господин Язев не исключает уступок Украине по цене на газ, но только в случае если контракт признают недействительным.

Читайте также: Украинская ГТС может перейти к «Газпрому»

Вместе с тем, лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов предложил отложить рассмотрение законопроекта о реформировании «Нафтогаза», который по решению правительства разрешает приватизацию отечественной ГТС. Более того, по словам секретаря специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, народного депутата от фракции Партии регионов Антона Киссе, на данный момент более 30% нардепов от провластной фракции выступают против данного законопроекта.

Независимо от решения Верховной Рады, вопрос дальнейшей судьбы ГТС не стоит откладывать в «долгий ящик», ведь в дальнейшем это может привести к снижению объемов транзита газа по территории Украины, убежден народный депутат от фракции ВО «Батькивщина», бывший член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Александр Гудыма. По его мнению, именно политическая неопределенность в Украине стала причиной пассивной позиции Европы в создании трехстороннего консорциума Украина-ЕС-Россия, а также причиной того, что «Газпром» активизировал строительство обходных газопроводов.

Без новых дорог

На неделе глава «Укравтодора» Евгений Прусенко сообщил, что ведомство намерено завершить ямочный ремонт дорог общего пользования до конца июня текущего года. По статистике, которую приводит господин Прусенко, по состоянию на конец месяца отремонтировано 98% дорог государственного значения и 37% - местного значения.

Вместе с тем, Премьер-министр Николай Азаров заявил, что «Укравтодор» в 2013 году вынужден отказаться от строительства новых автомагистралей. Причиной такого решения, по словам Премьера, стала сложная ситуация с завершением капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог. По данным «Укравтодора», стоимость строительства одного километра дороги в Украине в зависимости от категории, может составлять от 3 до 50 млн грн. Впрочем, господин Прусенко отмечает, что говорить о точной стоимости строительства несколько некорректно, ведь немало факторов зависят от конкретного проекта.

Читайте также: «Укравтодор» отказался от строительства дорог

Что же касается существующих дорог, то в правительстве обещают усилить контроль за их эксплуатацией. В первую очередь это будет касаться большегрузного транспорта. В частности, в летний период планируется ввести ограничения на движение такого автотранспорта, поскольку при высокой температуре тяжелые фуры разрушают дорожное покрытие. По словам главы правительства, уже в ближайшее время на всех транзитных трассах будут установлены системы контроля веса автотранспорта. Сейчас такая система работает в тестовом режиме на Житомирской трассе.

Следует отметить, что недавно начал действовать запрет на въезд грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 4,5 т в Киев. Теперь транзитный крупногабаритный транспорт сможет двигаться по территории столицы только в ночное время. В Киевской горгосадминистрации объясняют, что это улучшит организацию дорожного движения, повысит пропускную способность улично-дорожной сети столицы и положительно повлияет на экологическое состояние города. 

 
Комментарии (0)