ГлавнаяПубликацииАналитикаКакая болезнь убивает ЖКХ Украины?

Какая болезнь убивает ЖКХ Украины?

ЖКХ – это больной человек украинской экономики. Болеющая отрасль – инвестиционно привлекателена, потенциально прибыльна, потенциально стремится к рыночным условиям, потенциально жива, но на деле – не очень.
Перефразируя геополитическое клише про больного человека Европы, практически аналогичный диагноз можно поставить отрасли ЖКХ – это больной человек украинской экономики. Хотя, если верить нашему пациенту, все 22 года государственной независимости его симптомы демонстрируют позитивную динамику: больной ЖКХ – инвестиционно привлекателен, потенциально прибылен, потенциально стремится к рыночным условиям, потенциально жив, но на деле – не очень. С потенциалом вроде бы все хорошо, а вот с потенцией к развитию – дисфункция. При этом анамнез у ЖКХ крайне отягченный. Любопытная деталь, - долгие годы неизменный.
 
Итак, конспективно пройдемся по главным аспектам истории болезни отрасли:
 
1. Кредиторская задолженность за газ и электроэнергию. 
 
Всего-то ничего должны коммунальные теплоэнергетики и водоканалы за энергоносители – около 21 млрд грн. И это уже то, что осталось после прививок в виде реструктуризации и списания.
 
2. Дебиторская задолженность за потребленные услуги ЖКХ.
 
Симптом, спровоцированный хронически низкой платежной дисциплиной потребителей. Ни много, ни мало - 13,5 млрд грн. Причем, граждане по счетам платят – Госстат, так сказать, предупреждает: население рассчитывается на 95-98%. Корень зла, очаг заболевания чиновники рекомендуют искать в неплатежах небытовых абонентов – бюджетных организаций, юрлиц и прочих злостных должников.
 
3. Экономически необоснованная стоимость услуг ЖКХ.
 
Выявленная на ранних стадиях злокачественная опухоль, но ввиду отсутствия прогрессивной химиотерапии, уже успела пустить метастазы. Получается, что продавая нам услуги, ЖКХ трудится себе в убыток.
 
 
Тарифы на тепловую энергию, по данным профильного ведомства - Минрегиона, покрывают 53% на ее производство и поставку (по данным регулятора Нацкомуслуг – 69%), а на водоснабжение – на 70-75%. Что творится в сфере жилищных услуг (их в Украине 18 видов) выявить окончательно не подвластно никаким анализам.
 
4. Нехватка или отсутствие финансирования ключевых программ развития отрасли.
 
Больной ЖКХ регулярно испытывает острую сердечную недостаточность, мучается болевым синдромами и страдает из-за хронической нехватки таких лекарственных средств, как бюджетное финансирование. Ежегодно доза лекарств варьируется в широком диапазоне. Например, если в 2012 году из госбюджета отрасль получила около 16 млрд грн, то в 2013 году лишь 5,6 млрд грн. При этом блок ЖКХ (без учета строительства и регионального развития) недополучил в этом году 4,5 млрд грн. Больной ЖКХ ежегодно просит выделить ему из госказны то 27 млрд грн (бюджетный запрос на 2012 год), то 41 млрд грн (2013 год). Примечательно, что спасти ЖКХ может только 700 млрд грн, - именно во столько оценило Министерство потребности отрасли.
 
5. Несовершенное законодательство. 
 
Симптом, рискующий перерасти в кликушество. Речь идет о том, что действия больного ЖКХ в настоящее время регулирует 21 закон и более 200 подзаконных актов. Разумеется, их нормы противоречат друг другу, дублируются, ну и в большинстве своем – вообще не выполняются. Сюда же – отсутствие адекватного законодательства, которое бы урегулировало деятельность естественных монополий и их правоотношения с потребителями.
 
6. Изношенность коммунальной структуры и основных фондов предприятий отрасли.
 
Заболевания сосудистой системы больного ЖКХ можно квалифицировать как крайнюю степень тяжести. Изношенность водопроводных и теплоснабжающих сетей превышает 60%. Ветхих и аварийных, то есть вообще не пригодных к эксплуатации водопроводных сетей, – 38%, тепловых – 45%. Фактически все магистральные сети 50-60-х годов рождения, многие – старше. В некоторых регионах сохранились участки, где до сих пор проложены деревянные (!) трубы. Газо- и электроснабжающие сети тоже не в лучшем состоянии – их общий износ на уровне 70%. Примерно на столько же устаревшими являются котлы и насосы на предприятиях.
 
7. Устаревший жилищный многоквартирный фонд.
 
Многострадальные 240 тыс. многоквартирных домов по всей стране в массе своей были построены еще в 60-е-70-е годы. В итоге тепловые потери в них – 40%, то есть выше, чем в сетях - 25-30%. Нуждаются в срочной операции, то есть в термосанации – около 16%, ну и все они, к тому же, - в капитальном ремонте. 
 
8. Кризис в жилищном строительстве.
 
Этот сегмент отрасли никак не может оправиться от нанесенного тяжелым финансово-экономическим кризисом удара. Госстат утверждает, что к началу 2013 года в Украине насчитывалось 16 тыс. недостроенных жилищных объектов, из которых более 10 тыс. не удается завершить. Причин для этого несколько: отсутствие покупательской способности у населения, нехватка у застройщиков средств на достройку замороженных объектов, неблагоприятная конъюнктура рынка.

9. Отсутствие эффективного собственника. 
 
Практически ставшая почечной коликой проблема передачи многоквартирных домов в собственность жильцов вылилась в то, что на сегодня фактически не ясно, кто управляет жилфондом, и кому он принадлежит. Объявленный в 2007-2008 годах национальный курс на создание жилищных товариществ в виде объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в результате привел к тому, что украинцы стали отказываться от коммунальных ЖЭКов и сами стали управлять своей совместной собственностью. На этот период как раз пришелся пик создания ОСМД – за год (с 2006 по 2007 годы) прирост составил 640 ОСМД, отмечается в информации Минрегиона. Однако украинцам практически отдали «кота в мешке», поскольку управлять домами, которые якобы в их совместной собственности, на деле – муниципальные. При этом в стране отсутствуют правовые основания для регистрации прав на это самое совместное имущество жильцов. Таким образом, сейчас в стране насчитываете немногим более 15 тыс. объединений и динамика развития негативная.
 
Теперь попробуем разобраться в проводимой долгие годы терапии по реформированию ЖКХ:
 
1. Поиск частного инвестора, приватизация.
 
Согласно официальным данным, в Украине порядка 40 предприятий тепло- и водоснабжения находятся в концессии или аренде. Для сравнения: в стране около 500 теплоснабжающих предприятий разной мощности и более 200 водоканалов. Причины стоит искать в симптомах больного ЖКХ, а именно: попытки изменить концессионное законодательство не обезопасили потенциальных инвесторов от высоких экономических рисков. Кроме того, партнерство бизнеса и государства осложняет отсутствие гарантий у инвестора на возврат своих средств, а также не покрывающие себестоимость услуг тарифы не являются экономическим стимулом.
 
 
Прививка приватизацией тоже не особенно поможет. В случае, если готовящаяся в 2016 году передача в частные руки ТЭЦ, например, состоится, то государству придется серьезно поработать над методикой оценки основных фондов. Ведь прежде чем что-то продать, сначала необходимо понять сколько стоит товар. Если оценивать, исходя из рыночных реалий, то за изношенные сети и оборудование немного удастся выручить. Спрос на такие объекты также не высокий.
 
2. Приведение тарифов к экономически обоснованному уровню. 
 
Происходит медленно, но уверенно. Помехой в динамике роста является политизация тарифного вопроса, сложные и изжившие себя методики тарифного регулирования, а также плачевное финансово-экономическое состояние бытовых абонентов, которые не смогут платить за услуги ЖКХ их рыночную стоимость. И это при том, что на получение субсидий могут рассчитывать не более 300 тыс. украинских семей. Отчасти, на динамику постепенного роста (не на 30%-50%, а 15-20%) будут влиять требования Международного валютного фонда и отсутствие в госбюджете средств на разовые инъекции по выплатам тарифной разницы.
 
3. Энергоэффективность и энергосбережение.
 
Динамика роста цен на энергоносители сводят к нулю усилия предприятий отрасли по проведению энергомодернизации. При ежегодном росте стоимости электроэнергии и газа на 5-6%, водоканалы и теплокоммунэнерго, установившие новое энергоэффективное оборудование, не могут рассчитаться с поставщиками топлива. В результате – объем кредиторской задолженности отрасли растет, а также увеличивается удельная доля стоимости энергоносителей в общих расходах предприятий. Соответственно, фактической экономии не наблюдается. 
 
4. Кредитование отрасли
 
Наиболее популярный метод лечения. Практика показывает, что убыточные предприятия (убытки отрасли уже давно перешагнули за 4 млрд грн) не в состоянии брать кредиты коммерческих банков: им не за что выплачивать процентную ставку, погасить тело займа, а также нет возможности гарантировать возврат средств, например, залогом. А при том, что возвращать кредит ЖКХ может только за счет оплаты потребителями услуг – этот механизм автоматически подразумевает рост коммунальных тарифов. Единственный способ – долгосрочные кредиты на льготных условиях под госгарантии. Сложности в реализации этой схемы всего две: такие кредиты могут выдавать лишь международные банки, у которых очень непростые критерии отбора проектов для финансирования, во-вторых, государство не может предоставить гарантии, если соответствующее расходы не предусмотрены в госказне.
 
Таким образом, при правильно поставленном диагнозе и адекватно назначенной терапии выполнять курс лечения, или точнее, проводить реформирование, у государства нет финансовых возможностей и политических устремлений. Общеизвестный факт – ключевая для отрасли Общегосударственная программа реформирования (реанимирования) ЖКХ, а также Программа «Питьевая вода Украины» уже несколько лет не выполняются по причине отсутствия средств в госбюджете.
 
А может все таки дело в отсутствии у властей желания развивать ЖКХ? Всего-то менее 4% в структуре ВВП. Это ведь не металлургия, энергетика или машиностроение. Вот и получается, что небольшая, но жизненоважная отрасль украинской экономики находится при смерти. 
 
Комментарии (1)
Андрій Осадчий1
30 мая 2013 г. 11:00
Думаю, что ЖКХ после объективного анамнеза можно поставить диагноз острая конфабуляция. Конфабуляция (лат. confabulari — болтать, рассказывать) — вид парамнезий, заключающийся в том, что больной сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни. Конфабуляции иногда образно называют «галлюцинациями воспоминания». Проще говоря, это стремление выдавать желаемое за действительное. Этой болезнью страдают чиновники Министерства, которые зная о реальном положении вещей в ЖКХ продолжают творить и писать программы реформирования ЖКХ космического масштаба и космической глупости, члены Нацкомпослуг, которые знают и видят, что коммунальные предприятия загибаются без 100% тарифов, занимаются невообразимой хреновиной - утверждают инвестпрограммы, прекрасно зная что без 100% тарифа они никогда не заработают, местные органы самоуправления, зная что ЖКХ их непосредственный вопрос, вообще не принимают участия в судьбе КП, более того, воспринимают их как врагов территориальной громады, являясь при этом их собственником...Конфабуляция представляет собой довольно сложное заболевание, которое требует комплексного подхода, так как в данном случае первостепенную роль играет причина конфабуляции. Причиной этого заболевания в отрасли ЖКХ является негативная генетическая наследственность административного аппарата управления времен советской власти и застоя. Чиновники просто не умеют по другому, это система, это в крови. Поэтому нужно первоочередно сделать очистку крови (плазмоферез) управленческого аппарата чиновников ЖКХ, а потом уже с новой кровью, незамутненной совдеповским сознанием, вместе с частными инвесторами выписывать взаимовыгодные правила игры в обновленном ЖКХ .