ГлавнаяПубликацииАналитикаИтоги недели: LNG-терминал - утраченный авторитет

Итоги недели: LNG-терминал - утраченный авторитет

С грустью можно констатировать, что на прошлой неделе Украина пережила газовый фальстарт. Репутация стратегически важного проекта LNG-терминал одним росчерком пера была поставлено под сомнение

Прошедшая неделя началась с громкого события в газовой сфере страны. В понедельник, 26 ноября, официально стартовало строительство терминала по приему и регазификации сжиженного газа. Реализация проекта началась с сооружения газопровода длиной 65 км для соединения газотранспортной системы с будущим LNG-терминалом. Приблизительная стоимость строительства данного газопровода составила 1,1 млрд грн.

В тот же день посол Азербайджана в Украине Ейнулла Мадатли сообщил, что с 2017 года Азербайджан начнет экспортировать в Украину до 2 млрд куб. м газа, объемы поставок которого в долгосрочной перспективе достигнут 5 млрд куб. По словам посла, основная часть газа будет транспортироваться по Трансанатолийскому газопровода (TANAP), заинтересованность в строительстве которого неоднократно высказывали и украинские чиновники.

Однако в Минэнерго заверили, что основные объемы поставок будут осуществляться через будущий LNG-терминал. Следует отметить, если Азербайджан все же начнет экспорт газа, то, по мнению экспертов он будет втрое дешевле российского.

Данную динамику событий, связанных с LNG-терминалом подкрепила еще одна не менее важная и, на первый взгляд, многообещающая новость. Информационным пространством страны разлетелось сообщение о том, что государственное предприятие LNG-терминал и испанская компания Gas Natural Fenosa подписали соглашение о сотрудничестве и создании консорциума по строительству терминала для регазификации сжиженного газа.

«Соглашение касается создания консорциума инвесторов, где лидирующей стороной будет испанская компания», - прокомментировал данное событие глава Госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислав Каськив.

Первые сомнения в подлинности заключенного соглашения вызвало расхождение информации, которую подавали пресс-службы Правительства и Госинвестпроекта.

В частности, на сайте правительства отмечалось, что соглашение в тот день подписывали гендиректор внешних отношений компании Gas Natural Fenosa Джорди Гарсиа Табернеро и старший вице-президент компании Excelerate Energy Эдвард Скотт.

Читайте также: В газовом недоразумении нашли «крайнего»

Однако на сайте Госинвестпроекта отмечалось, что под соглашением с испанской стороной стоит подпись Джорди Сарда Бонвит.

Окончательную точку в ряде недоразумений поставила сама компания Gas Natural Fenosa, опровергнув информацию о подписании соглашения об участии в строительстве LNG-терминала. 

Британская газета Financial Times опубликовала данное опровержение компании. «Gas Natural Fenosa не подписывала ни одного контракта об инвестициях в проект строительства LNG-терминала в Украине. Компания также не возглавляет консорциума для строительства вышеупомянутого терминала. Gas Natural Fenosa не рассматривает подобных предложений и не имеет своих представителей в Украине, которые работают над этим вопросом», - цитирует издание заявление испанской фирмы.

Итогом всех этих событий стало сообщение Госинвестпроекта о том, что его руководство все же урегулировало недоразумения с испанской компанией. Со своей стороны Gas Natural Fenosa письменно сообщила о статусе своего сотрудничества с Национальным проектом LNG-терминал, и в частности, о том, что до сих пор она не принимала решений «по вопросам участия в консорциуме по строительству терминала». При этом испанская сторона подтвердила, что предварительно одно из подразделений компании принимало участие в реализации технико-экономического обоснования данного проекта.

Что касается подписанта, то своим письмом Gas Natural Fenosa уведомила украинскую сторону, что господин Джорди Сарда Бонвеи, который поставил подпись под соглашением от имени компании, «сделал это по собственному усмотрению» и превысил свои полномочия.

Вместе с тем, пока LNG-терминал остается лишь долгосрочной перспективой дешевого топлива, Минэнерго подсчитало потребление украинцами газа в четвертом квартале нынешнего и в первом квартале 2013 годов. По прогнозам Министерства, объемы потребления газа составят более 38 млрд куб. г.

Также в ведомстве сообщили, что расчеты теплокоммунэнерго за природный газ, потребленный в текущем году, составили 4,8 млрд грн, а это лишь 62% от общей суммы расчетов.

Сами украинцы тоже не спешат рассчитываться за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Соответственно долг населения за коммунальные услуги в октябре текущего года увеличился на 2,8% по сравнению с сентябрем, и составил 10,7 млрд грн.

Вместе с тем, согласно опросу который проходил на сайте, оказалось, что большинство граждан против обещанного Правительством возвращения к практике взыскания штрафов за неуплату коммунальных услуг.

Читайте также: Есть коммунальный долг? Пеняйте на себя!

Что касается ожидаемого резкого похолодння, а соответственно и актуалности стабильного теплоснабжения, то в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ, заверили, что 99,9% котельных страны работают в штатном режиме. Однако несмотря на высокую статистику, частые аварии на на теплотрассах продолжают мешать стабильному прохождению отопительного сезона. В частности, недавно в Симферополе очередная авария на теплотрассе оставила без тепла 175 домов города. Также более локальные аварии донимали отдельным жителям Винницы и Сум.

Несмотря на громкую статистику об увеличении темпов ввода в эксплуатацию жилья во многих регионах страны, в целом приобретение жилья не стало доступнее. Еженедельно «Украине Коммунальной» стало известно, что Государственное ипотечное учреждение утвердило новую ставку рефинансирования для ипотечных кредитов. Решением Наблюдательного совета ГИУ было поднято ставку займов на приобретение жилья, с 11% до 18% годовых.

По мнению экспертов после повышения ставки ГИУ у населения практически не останется механизмов для доступных займов, как это уже было в 2009-2010 годах.

Под конец недели в правительстве опять заговорили о приватизации основных энергогенерирующих компаний. На этот раз в Минэнерго заявили о намерении ускорить и без того высокие темпы приватизации всех ТЭЦ и облэнерго страны. Распродать все энергогенерирующие активы в Министерстве запланировали до конца 2013 года. По замыслу чиновников данные реформы позволят привлечь значительные инвестиции в развитие этой отрасли.

Важных реформ следует ожидать и в транспортной сфере страны. Министр инфраструктуры Борис Колесников сообщил, что в ближайшее время Правительство намерено принять постановление о создании на базе «Укрзализныцы» акционерного общества.

Однако, по словам чиновника, тепловозы, электровозы, депо и железнодорожные пути останутся государственными. Также Министр добавил, что пассажирские перевозки тоже будут государственными не менее 10 лет. По прогнозам чиновников реформа железнодорожного транспорта продлится 7 лет и будет полностью завершена до 2019 года.

Также господин Колесников напомнил, что проведение конкурса по передаче в концессию аэропорта «Борисполь», состоится в начале 2013 года. Что касается, очередных концессий, то Министр лишь отметил, что их механизм будет упрощен.

Прошедшая неделя оказалась очень непростой для будущих газовых преспектив государства. Власти одним росчерком пера сумели запятнать репутацию стратегически важного для страны проекта. А заявления чиновников об ускорении темпов реформирования стратегических сфер жизнедеятельности страны, оттеняют некоторую неопределенность и спонтанность. Однако хочется верить, что какими бы ни были эти темпы, они не повлияют на качество результатов.

 
Комментарии (0)