ГлавнаяПубликацииАналитикаУправление ЖКХ: бизнес «по-французски»

Управление ЖКХ: бизнес «по-французски»

Партнерство власти и бизнеса может стать «спасательным жилетом» для украинского ЖКХ. Наиболее оптимальной моделью управления предприятиями отрасли может стать французский пример. Но для этого Украине придется доработать соответствующую законодательную баз

Как управлять коммунальным хозяйством?

Концессия и аренда представляют собой возможные и оптимальные способы управления объектами муниципальной собственности, предназначенных для оказания коммунальных услуг населению. У местных властей, правда есть выбор, осуществлять ли управление объектами коммунальной инфраструктуры путем создания муниципальных предприятий, либо - путем привлечения к управлению ими частного бизнеса.

Важно понимать, что использование концессионных механизмов далеко не означает полный переход права собственности на объекты водо- и теплоснабжения к частному инвестору. По окончании срока действия договора имущественные комплексы предприятий передаются местным властям, которые будут иметь возможность либо заключить новый договор с той же компанией, либо объявить тендер и выбрать новую компанию-концессионера.

В мировой практике существуют три альтернативные модели участия частного сектора в управлении объектами коммунальной инфраструктуры:

 Три кита партнерства:

1. Акционирование коммунальных предприятий с возможной частичной продажей акций при сохранении контрольного пакета акций у муниципалитета. Этот опыт больше характерен для энергетического и газового сектора. Хотя в Украине неоднократно проводились попытки узаконить акционирование водоканалов и теплокоммунэнерго.

2. Приватизация путем продажи всех или контрольного пакета акций акционированного коммунального предприятия частному инвестору. Так на рассмотрении украинского парламента находится проект закона, которым предполагается с 2016 года разрешить приватизацию ТЭЦ и ТКЭ. атизация путем продажи всех или контрольного пакета акций акционированного коммунального предприятия частному инвестору. Так на рассмотрении украинского парламента находится проект закона, которым предполагается с 2016 года разрешить приватизацию ТЭЦ и ТКЭ.

3. Сохранение муниципальной собственности на основные фонды коммунальной инфраструктуры и привлечение частного сектора к управлению этими фондами (включая инвестиции) на основе концессионных договоров и аренды. По данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ,  на основе договоров о совместной деятельности, концессии и аренды работают 39 предприятий отрасли: 4 – в сфере обращения с бытовыми отходами, 14 – в сфере теплоснабжения, 21 – водоснабжения.

Последняя модель партнерства муниципалитетов и бизнеса также известна как «французская». Это связано с тем, что концессионерами-первооткрывателями в сфере ЖКХ стали именно французские частные компании-операторы в сегменте водоснабжения. Впрочем, в Германии и Великобритании широко распространено акционирование коммунальных предприятий, а также большая часть предприятий тепло- и водоснабжения находятся в частной собственности. Вместе с тем, мировая практика демонстрирует устойчивую тенденцию к применению именно «французской» модели. Сегодня концессионные механизмы используются при заключении контрактов между властью и бизнесом во многих странах и практически во всех сферах коммунальных услуг. Примеры применения концессионных механизмов можно найти в Китае, Африке, Восточной и Западной Европе, в Северной и Южной Америке.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1

Примеры концессий в водоснабжении и теплоснабжении особенно ярко отражают положительные и отрицательные стороны применения «французской» модели. Стоит отметить, что сектор водопотребления (снабжения и водоотвод) и теплоснабжения (отопление и горячая вода) обладает специфическими технологическими характеристиками, что для частного инвестора всегда означает высокие инвестиционные обязательства. В Украине наиболее распространенной формой управления коммунальными монополиями все таки является аренда, поскольку она предполагает менее  жесткие  условия и обязательства для бизнеса, чем концессионный договор. Кроме того, в нашей стране законодательством предусмотрена более долгие срок аренды – 49 лет, а в концессию предприятие муниципалеты отдадут не более, чем на 10 лет.

К определенным трудностям, которые не играют в пользу притока частного капитала в отрасль, является то, что. Работая в отрасли ЖКХ, частная компания всегда вынуждена балансировать на тонкой грани между политическими интересами власти, повышенными требованиями потребителей, социальным характером предоставления услуги и стремлением к максимизации прибыли.

Традиционно, ввиду социальной значимости и естественно-монопольного характера предприятий ЖКХ они являются государственными или муниципальными. Вода и тепло  рассматриваются многими как практически неограниченный и бесплатный ресурс, а не в качестве товара или услуги. Эти аргументы зачастую толкают власти на введение запретов на участие частного сектора в процессах водо- и теплоснабжения населения. Подобные аргументы также используются для значительного занижения цен на коммунальные услуги. Как показывает опыт стран постсоветсткого лагеря, в том числе и украинский, заниженная стоимость услуг ведет к недостаточному финансированию коммунальных предприятий, и, как следствие, - к неудовлетворительному качеству воды и поставок тепловой энергии.

Муниципальные предприятия также часто характеризуются низкой производительностью труда, неэффективностью производства и недостаточным уровнем финансирования. Во многих случаях счета выставляются за менее чем 50% поданной воды или тепла. Причинами могут быть нелегальное подключение к сети, высокий уровень утечек, различные махинации и ошибки, которые в конечном итоге ведут к недостачам. Высока доля неоплаченных счетов, так как не проводится работа эффективная работа с должниками. Вместе с тем, работа монополий осложняется еще и тем, что у них большая численность клиентов, персонала, высокий уровень социальной ответственности. Муниципальные предприятия также зачастую вынуждены учитывать политические нужды руководства, не имея при этом адекватных механизмов защиты интересов предприятия.

Бизнес и ЖКХ

Характерной чертой услуги водоснабжения является то, что обеспечение водой удовлетворительного качества всех желающих является обязанностью властей. Частный сектор никогда не возьмет на себя подобные обязательства. Даже при полной приватизации всех систем водо- и теполоснабжения, власти все равно останутся ответственными за обеспечение водой потребителей. Этот принцип является основополагающим при формировании партнерства муниципальной власти с частным оператором. Целью такого сотрудничества всегда является обеспечение равных условий доступа, уровня водоподготовки и непрерывности подачи ресурсов.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 2

Для этого, с одной стороны, частный оператор обязан предоставить свое ноу-хау (в рамках технического, управленческого и финансового плана) и выступить с инициативами, которые обеспечили бы доступ всех граждан к услугам при сохранении приемлемого уровня тарифов. С другой стороны, муниципалитеты должны оставаться гарантом общественных интересов. С самого начала контракта это должно выражаться в легитимности передачи управления, а затем – в прозрачности и обоснованности в отборе компании-оператора и выборе намеченных целей.

В Украине большинство соглашений концессионного или арендного типов в коммунальной сфере имеют форму «децентрализованного партнерства». Со своей стороны, частные операторы (концессионеры/арендаторы) также больше предпочитают стратегию интегрирования с местными властями. В практике европейских компаний-операторов, большинство контрактов осуществляется посредством местных компаний, которых объединяет международный оператор, вносящий свой опыт и исполняющий роль ведущего оператора, и одной или несколькими компаниями принимающей страны, которые привносят местный опыт.

Сотрудничество на местном уровне трех главных участников - устроителя концессии (муниципалитет), концессионера (оператор) и потребителя - позволяет, как правило, осуществлять местный контроль за работой оператора. Тем не менее, данный принцип контроля поднимает некоторые вопросы. Для концессионера (а также для банков и страховых компаний) речь идет, в основном, о соблюдении устроителем концессии (муниципалитетом) своих долгосрочных обязательств и эффективности разрешения проблем в случае глубоких разногласий (которые могут быть связаны с кардинальными изменениями в политической ситуации). Для устроителя концессии речь идет о его способности эффективно осуществлять свои обязанности (предварительная подготовка, выбор партера, контроль за развитием проекта и пересмотр контракта) по отношению к партнерам, имеющим богатый опыт и значительную экономическую базу.

Исходя из вышеперечисленного, некоторые государства выбирают систему внешнего контроля, осуществляемого независимым регулирующим органом государственного масштаба (по типу «ОФВАТ» в Великобритании), располагающим значительными людскими и финансовыми ресурсами. Однако, при привлечении такой организации, появляется риск потери местными властями контроля за соблюдением своих обязательств и интересов.

А как у них?

Обычно, говоря о государственно-частном партнерстве, принято приводить в пример развитые западноевропейские страны. Приведем нетипичный пример.

Южная Америка

Боливия – одна из развивающихся стран, в которых привлекается частный бизнес, чтобы повысить качество и объем водоснабжения и водоотведения в городах. Первый крупный контракт на обеспечение водоснабжением и канализацией двух соседних городов Ла Пас и Дел Алто в форме концессии, сроком на 30 лет, был заключен в 1997 года с компанией «Агуас дел Иллимани». Компания «Агуас дел Иллимани» состоит из пяти акционеров, один из которых - крупнейший французский международный оператор «Сюэз Лионнез дез’О» - участвует в качестве оператора концессии и главного акционера (45% акций), два других - объединенные местные боливийские компании.

Важнейшей задачей, поставленной перед концессионером, являлось обеспечение водой и канализацией бедных районов городов, которые к моменту заключения контракта не имели доступа к централизованной системе водоснабжения и канализации и вынуждены были полагаться на альтернативные источники воды, зачастую, по завышенной цене. Концессионер также обязан обеспечить качественное обслуживание (качество питьевой воды и очистки сточных вод, давление напора, сроки выполнения заявок клиентов и т.д.).

Читайте также: Государственно-частное партнерство споткнулось о популизм чиновников

В процессе реализации концессионной схемы в течение двух лет поддерживался хороший ритм работ: 40 тыс. подключений к сети водоснабжения и 25 тыс. подключений к канализации, с доведением уровня сборов платежей до 95% по водоснабжению (80% на момент начала концессии) и 62% по канализации (52% на начало концессии). Кроме того, для очистки сточных вод городской сети водоснабжения и водоотведения были введены очистные сооружения лагунного типа. За два года были инвестированы 33 млн долларов, в то время как общая сумма инвестиций в течение тридцати лет составляет 370 млн долларов.

Оператор также сумел также найти решения в отношении самых бедных клиентов. В частности, компания использует виды подключений с наименьшими затратами, такие как принадлежащие кондоминиумам подтротуарные или внутридомовые сети, и зачастую жители сами участвуют в поддержании этих сетей в хорошем состоянии, получая соответствующую начальную подготовку. Максимальные цены на подключение, установленные в контракте составляли: 155 долларов США за подключение к системе водоснабжения, и 180 долларов США за подключение к системе канализации.

Австралия

До 1996 года вода, поставляемая 3,5 миллионам жителей Сиднея, проходила лишь первичную обработку - хлорирование и фторирование, но не подвергалась фильтрации. Дело в том, что водные ресурсы, обеспечивающие агломерацию города, относительно хорошо защищены от загрязнений промышленного или сельскохозяйственного характера, благодаря активной политике управления, уже давно проводимой «Сидней Уотер Корпорейшн». В результате, сырая вода имеет, в основном, хорошее качество, которое, однако, может ухудшаться после сильных или продолжительных гроз в районе водоемов водозабора.

В рамках глобальной программы улучшения качества питьевой воды, организация «Сидней Уотер Корпорейшн», созвала в 1992 году международный тендер для строительства и эксплуатации четырех фильтровальных станций, для последующего заключения с победителями трех контрактов типа ВОО (Build-Own-Operate – Строй-Владей-Эксплуатируй) на срок 25 лет. Самый важный контракт, «Проспект», касается станции по очистке воды с проектной мощностью 3 млн кубометров в сутки, максимальной мощностью 4,2 млн кубометров, что обеспечит водой 85% агломерации (максимальное скопление небольших населенных пунктов) Сидней.

Реклама: Бизнес – предпринимательская деятельность, которая направлена на получение прибыли. Источником зарабатывания денег является предоставление услуги и создание продукта для потребителей. Вашему вниманию представлены идеи для малого бизнеса. Более детально ознакомиться с информацией по данной теме Вы можете на сайте newkitty.ru.

 
Комментарии (0)