ГлавнаяПубликацииАналитикаИтоги недели: ЖКХ - борьба фантазии и реальности

Итоги недели: ЖКХ - борьба фантазии и реальности

Прошедшая неделя для сферы жилищно-коммунального хозяйства вылилась в ряд несоответствий и очередной розыгрыш газовых комедий согласно предварительному распределению ролей.

Так, первое столкновение желаемого и реального произошло в жилищном вопросе.

Уже больше года все внимание страны приковано к динамике реализации жилищных программ, инициированных Президентом Виктором Януковичем. Ежемесячно публикуются данные о численности поступления заявок на участие от населения, ипотечные учреждения отчитываются о количестве привлеченных банков, предоставленных кредитов. Почти ежедневно под жилую застройку отводятся земли в разных уголках Украины, а политики размышляют о перспективах, в которых и ветер попутный, и небо чистое, и солнце светит государственным жилищным программам. Однако на этой неделе поступило тревожное сообщение: программа Президента «Доступное жилье» уже второй месяц не работает. Основная причина таких резких поворотов - банки не выдают кредиты под покупку дешевых квартир, большую часть процентов по которым (13% с 16% годовых сроком до 15 лет) компенсирует государство, хотя в госбюджете на этот год на эти цели заложено 300 млн грн.

По информации финансовых учреждений, программа автоматически приостановлена, так как расчет норм жилплощади, на которую выдается кредит (от 40 кв. м на 1-2 чел до 76 кв. м на трех и более), действовал лишь до 1 января 2013 года. То есть сейчас непонятно, будут ли эти нормы пересмотрены или останутся прежними, для этого нужно новое постановление Кабмина. Но в любом случае пока нет юридических оснований заключать договоры с клиентами, хотя предложения стройкомпаний есть, и желающих тоже достаточно.

Читайте также: «Доступное жилье» становится недоступным

В Минрегионе же констатируют: да, кредитования нет, но утверждают, что постановление правительства о нормах льготного кредитования на 2013 год ими подготовлено и передано в Кабмин еще в декабре. Ожидается, что документ утвердят на одном из ближайших заседаний.

Вот такие они основные карты в этонедельном жилищном раскладе - что было, что есть - остается лишь надеяться, что и сердце успокоится благодатным решением. А между тем, второй факт несоответствия был зафиксирован в вопросах водоснабжения.

Конечно, речь пойдет, в первую очередь, о реализации программы «Питьевая вода Украины». Было столько изысканных заявлений по поводу прав граждан «на достаточный жизненный уровень и экологической безопасности путем обеспечения питьевой водой в необходимых объемах и в соответствии с установленными нормативами». Предусматривалась реконструкция систем централизованного водоснабжения и водоотвода, охрана его источников; соответствие качества питьевой воды требованиям государственных стандартов и т.п. Но, как стало известно на этой неделе, из-за нехватки финансирования программа за 10 лет реализована только на 37%.

По словам президента Ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктора Маслака, на модернизацию водопроводного хозяйства Украины нужно около 25 млрд долларов, тогда как на реализацию национальной программы в бюджете предусмотрено 16 млрд грн.

Наряду с этим, водоканалы бунтуют, мол, за качество питьевой воды должны отвечать не они (как сейчас согласно законодательству), а государство и представители власти на местах, которые распределяют средства. Ведь, пока государство, или мэры городов, не будут выделять деньги на реконструкцию водоочистных установок, то изменений не будет. Вот и получается, что с одной стороны мы говорим о правах, а с другой, по классике жанра, получается, как всегда.

Третье «очевидное и невероятное» ждало нас в транспортной сфере. Так, всем известно, что в прошлом году наше государство стало идти в направлении «улучшения железнодорожных перевозок». Были закуплены новые скоростные поезда, в частности корейские Hyundai, изменены графики движения поездов, несмотря на акты массового общественного недовольства, а с наступлением зимы, многим пассажирам Укрзализныци пришлось часами сидеть в поле при минусовой температуре в вагонах. Однако все же на этой неделе бывший министр инфраструктуры Борис Колесников заверил, что закупка корейских поездов Hyundai была полностью оправданной, а уже летом украинцы оценят европейское качество перевозок. Мол, основные проблемы с поездами начались зимой, до этого были небольшие опоздания, но в январе их удалось решить, да и у пассажиров, отмечает Борис Колесников, попросили прощения.

Читайте также: «Хюндай» разочаровал Украину

Также чиновник убежден, что если ввести реальную цену на билеты в традиционных поездах, даже без рентабельности, то билеты на Hyundai будут проданы на 5 лет вперед. И тут без комментариев, подождем весны, например апреля, чтобы проверить слова экс-министра инфраструктуры.

Без несоответствий не обошлось и в газовых вопросах, собственно, в этой сфере на украинцев всегда ждет что-то особенное.

Так, острым перчиком этой недели были разговоры о добыче сланцевого газа на Юзовской площади (Харьковская и Донецкая области). «Украина Коммунальная» уже говорила ранее, о весомости подписания соглашения между Украиной, англо-голландским нефтегазовым концерном Royal Dutch Shell и компанией «Надра Юзовская», однако пока актуальность приобрело скорее обсуждение рисков такого сотрудничества и, собственно, общественное мнение.

Относительно последнего, подытоживая результаты опроса, проведенного «Украиной Коммунальной», можем сделать вывод, что украинцы в ходе длительного созерцания газовых перипетий, коллизий и конфликтов, уже закалились разочарованиями и не ждут экономическом поприще страны ничего, кроме новых «хлеба и зрелищ». В частности, большинство опрошенных убеждено, что подписание соглашения с Shell - это не что иное, как очередной розыгрыш комедии, аналогичной скандала вокруг LNG-терминала; второе по численности приверженцев мнение через «черные очки», мол, такое сотрудничество уничтожит экологию страны.

Читайте также: Судьба добычи сланцевого газа документально решена

Опасения за состояние окружающей среды во время и после добычи сланцевого газа имеют и депутаты оппозиции. Так, на этой неделе фракцией «Батькивщина» (Арсеном Аваковым, Андреем Кожемякиным и Николаем Томенко) было предложено парламенту ввести временный мораторий на поиск, разведку и добычу углеводородов нетрадиционными методами (законопроект №2147).

Согласно документу, временный запрет должен вводиться пока на законодательном уровне не будет сформирован четкий механизм обеспечения экологической безопасности при применении технологий добычи таких ископаемых. Ведь по экологическим исследованиям международных организаций, добыча таких углеводородов, как природный газ из пластов сланца, сопровождается значительными выбросами в атмосферу парниковых газов, загрязнением почв, грунтовых и подземных вод и вызывает сейсмическую активность земной коры.

В свою очередь Shell уверяет, что технология гидроразрыва пластов, по поводу использования которой опасаются экологи, действует в Украине еще с 1952 года, и она никоим образом не скажется на качестве питьевой воды. Это также подтвердил директор ГПУ «Шебелинкагаздобыча» ДК «Укргаздобыча» НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Фесенко.

Вместе с тем, Правительство обещает минимальные риски при добыче сланцевого газа на Юзовской площади и ставит в пример США и Канаду. Мол, эти страны уже обеспечили себя газом за счет добычи углеводородов технологии гидроразрыва и не пострадали. Хотя стоит отметить, Премьер-министр Николай Азаров не отрицает, что определенная угроза существует, но подчеркивает, что такая угроза может быть и при повседневном промышленном производстве.

Читайте также: Куда движется LNG-терминал?

Также на этой неделе возобновилось обсуждение по строительству LNG-терминала в Украине. Как оказалось, Турция помешала сооружению. По словам Премьер-министра Николая Азарова стало известно, что Киев до сих пор не получил от Анкары согласия на прохождение танкеров со сжиженным газом турецкими водами. Строить же общий LNG-терминал на берегу Средиземного моря - правительство Тайипа Эрдогана также не согласилось, хотя в сентябре прошлого года, во время второго заседания стратегического совета высокого уровня между Турцией и Украиной, турецкий премьер Реджеп Эрдоган уверял в готовности своей страны пропускать ежемесячно по 8 танкеров для будущего украинского LNG-терминала.

Заключительным разочарованием признано сотрудничество с Европейским энергетическим сообществом. В частности, Президент Виктор Янукович на этой неделе заявил, что Украина недовольна уровнем сотрудничества с ЕЭС, поскольку эта организация часто не учитывает точку зрения нашего государства.

«За все три года мы не получили никакой поддержки, даже соболезнования в вопросах газовых форс-мажорных отношений, в которые попала Украина», - подчеркнул Виктор Янукович.

Также Президент отметил, что документы, которые подписывали некоторые страны Европейского Союза, в частности по сооружению Южного потока, прямо влияют на интересы Украины. При этом точка зрения нашего государства учтена не была.

ЕЭС в свою очередь уверяет, что озабочена судьбой Украины, более того, обещает впредь финансово поддерживать в реформировании энергетической сферы. В частности, сообщество согласилось ускорить выделение кредита на реконструкцию газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» по линии ЕБРР в размере 308 млн евро.

Вот так, такие они фантазии и обещания, реальность и действия, как будут развиваться события в сфере ЖКХ дальше - покажет время. Держим руку на пульсе.

Где можно приобрести очки? Для того существует множество способов. Вот, например, большой ассортимент представлен на сайте http://ohmyglasses.com.ua/. Заходите и делайте свой выбор среди предложенного каталога очков на любой вкус и цвет.

 
Комментарии (0)