ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте – мы объясним. Выпуск 52
Как решать коммунальные проблемы?
Как решать коммунальные проблемы?
Как решать коммунальные проблемы?
В сфере жилищно-коммунального хозяйства нет ни выходного, ни проходного – это сложнейшая система, которая дает возможность компаративистского возвращения во вчера и упорядочивает не только наше настоящее, но и будущее, поэтому достаточно важно не потеряться в таких, казалось бы на первый взгляд, простых бытовых вещах. Не знаете, как быть, к кому обратиться? - «У.К.» продолжает освещать ваш путь жилищно-коммунальными пространствами.
На вопросы отвечает эксперт «У.К.», юрист Андрей Осадчий.
Вопрос 1. Гость
Подскажите, пожалуйста, что нужно сделать (учитывая существование государственных программ энергосбережения и учета тепла), чтобы в нашем многоквартирном доме установили тепловой счетчик за бюджетные средства?
Ответ эксперта
Порядок установления квартирных средств учета потребления холодной и горячей воды, тепловой энергии определяется местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.
Для установки квартирных счетчиков потребитель обращается с заявлением к владельцу жилого фонда (ЖЭК, жилищный кооператив, объединения совладельцев многоквартирных домов и т.п.), на содержание которых находятся жилые дома.
Работы по установке квартирных счетчиков могут осуществляться жилищно-коммунальными организациями, исполнителем, производителем или поставщиком услуг, а также специализированными строительно-монтажными организациями.
Читайте также: Правительство каждого поставит на учет
Счетчики принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией, в состав которой входят представители собственника жилого фонда или уполномоченной организации, исполнителя услуг, а также монтажной организации. Приемка в эксплуатацию и опломбирование указанных приборов оформляется соответствующим актом.
На основании этого акта, согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 №630, заключается договор о предоставлении этих услуг, или вносятся соответствующие дополнения и изменения в заключенные ранее договора. Оплата услуг осуществляется согласно вышеупомянутых Правил за фактически предоставленные услуги по показателям установленных приборов учета с момента принятия их в эксплуатацию.
Следует отметить, что оснащения имеющегося жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии осуществлялось в соответствии с Программой, утвержденной постановлением Кабинет Министров Украины от 27.11.1995 №947 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.2002 №1957). На первом этапе реализации обязательным и первоочередным было установление домовых средств учета, а поквартирный учет должен осуществляться на втором этапе (при условии наличия средств оснащения счетчиками должно осуществляться одновременно с оснащением ими домов). Но из-за необеспеченности финансовыми ресурсами не удалось выполнить задание Программы по домового учета в установленные сроки.
Читайте также: Треть украинского тепла поставили на счетчик
Учитывая, что срок действия Программы закончился в 2007 году, Кабинетом Министров Украины было утверждено распоряжение от 11.06.2008 №838-р «О оснащении жилищного фонда средствами учета и регулирования потребления воды и тепловой энергии», в котором предусматривалось до конца 2008 года обязательно установить подомовые средства учета потребления воды предприятиями, которые осуществляют деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу, и средств учета, и регулирования потребления тепловой энергии предприятиями, которые осуществляют деятельность по теплоснабжению.
Национальным планом действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденным Указом Президента Украины от 12 марта 2012 №187/2012, предусмотрено оборудование приборами учета потребления воды и тепла не менее 40% общего количества жилых домов и издания актов об обязательном введении коммерческого учета теплоснабжения и централизованного водоснабжения.
Вопрос 2. Гость
Помогите, пожалуйста, разобраться в таком вопросе: кто несет ответственность за затопление квартиры в случае неисправности входного вентиля, который находится в санузле владельца квартиры на ответвлении от стояка холодной воды многоквартирного 14-этажного дома? Причинен вред как владельцу квартиры, где произошла протечка, так и владельцу парикмахерской, расположенной этажом ниже.
Ответ эксперта
Согласно п. 22 Типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины №630 от 21.07.2005 года, точкой распределения, в которых осуществляется передача поставка холодной и горячей воды от исполнителя потребителю, есть точка после первой водозапорная арматуры на ответвлении от стояка в квартире потребителя услуг в многоквартирном доме, а водоотвод - сливное отверстие санитарно-технического оборудования. Судя по Вашему вопросу виновником является владелец квартиры, где сорвало вентиль. Но окончательную точку в этом деле и ответ на вопрос «кто виноват» поставит только суд.
Вопрос 3. Гость
Поменялся собственник водоканала. Необходимо заключить договор. Однако для этого, по требованию нового владельца нужно перенести прибор учета в место врезки в магистральный трубопровод. То есть в этом случае мне необходимо получить ТУ, выполнить проект, построить новый колодец. Правомерны ли требования водоканала, если коммуникации были подведены задолго до принятия украинских законов? Речь идет о частном доме.
Ответ эксперта
Законодательство о жилищно-коммунальные услуги с советских времен существенно изменилось и Вы должны это осознать и выполнять требования законов Украины. Согласно п. 22 Типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины №630 от 21.07.2005 года, точкой распределения, в которых осуществляется передача поставка холодной и горячей воды от исполнителя потребителю в дома усадебного типа является место подключения соответствующей инженерной сети до сети исполнителя. Есть требования водоканала по переносу счетчика и они правомерны.
Вопрос 4. Гость
Я обратился в ЖЭК, чтобы мне подготовили и направили договор о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовой территории. После ознакомления с направленным мне договором, я написал и направил заявление, в котором отметил несоответствие этого договора до содержания Типового договора утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.05.2009р. №529, а также отметил о нарушении обязательних условий договора между исполнителем и потребителем. В полученном мною ответе из ЖЭКа было отказано о внесении изменений в договор, поскольку, как заметил ЖЭК, потребитель обязан заключить договор подготовленный исполнителем. Я вторично обратился в ЖЭК с заявлением об изменениях к договору, который приобщил подписаный договор с протоколом разногласий. После чего я в очередной получил необоснованный отказ о внесении изменений в договор. Прошу Вашего совета относительно дальнейших моих действий по защите моих прав и интересов.
Ответ эксперта
Согласно ст. 26 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня внесения проекта договора одной из сторон. Вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении заключения договора между Вами и ЖЭКом на условиях Вашего протокола разногласий. Но помните, что согласно ст. 10 ГПК Украины каждый должен доказать свои исковые требования надлежащими и допустимыми доказательствами, простыми соображениями иск не докажешь.
Вопрос 5. Гость
Нам приходят очень большие счета за электроэнергию. И такими они стали после замены всеми жильцами дома счетчиков. Скажите, пожалуйста, имеем ли мы право изменить счетчик на новый и, которому мы можем доверять (без дистанционного снятия показаний)? И каким образом можно это сделать? Мы уже обращались с этим вопросом, но нам сообщили, что могут заменить счетчик только на такую же модель.
Ответ эксперта
В отличие от индукционных счетчиков, которые не учитывали электроэнергию, потреблялась приборами низкой мощности (радио, приборы для зарядки мобильных телефонов и т.д.), новые электронные счетчики учитывают абсолютно всю потребленную электрическую энергию. Поэтому после установки новых счетчиков потребители замечают увеличение показаний счетчика на 10-15%, это нормальное явление. Правилами пользования электрической энергией не предусмотрена возможность по желанию потребителя устанавливать счетчики типов, которые нравятся именно потребителю, ведь счетчики электроэнергии является собственностью энергоснабжающей организации.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам прежнему не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.
Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.