ГлавнаяПубликацииАналитикаЖКХ в борьбе за газовые маршруты и качество дорог

ЖКХ в борьбе за газовые маршруты и качество дорог

Проблемы с реверсными поставками газа, заявления Президента о приватизации ГТС, предстоящий визит МВФ и новые инициативы в дорожной отрасли, - «Украина Коммунальная» предлагает обзор наиболее актуальных событий прошедшей недели.

Реверс дал сбой

Отлаженная между Украиной и Европой схема реверсных поставок газа впервые за неполные восемь месяцев дала сбой. Вчера стало известно, что «Газпром» начал блокировать поставки газа немецким газотрейдером RWE через территорию Словакии, отказываясь согласовать заявку на транспортировку газа в Украину.

Такая возможность у «Газпрома» есть согласно контракту с «Нафтогазом» от 19 января 2009 года, которым предусмотрено право российского газового монополиста выполнять функции оператора украинской ГТС на данном отрезке до границ ЕС.

«Действующий контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» предусматривает, что «Газпрому» разрешено на транзитных маршрутах, где он является грузоотправителем (т.е. делает заказ на транспортировку), выполнять функции оператора транспортировки. То есть в Украине «Газпрому» разрешено быть как грузоотправителем, так и оператором ГТС», - рассказал в интервью «Зеркалу Недели» главный исполнительный директор RWE Supply & Trading GmbH Стефан Юдиш.

По его словам, такое положение дел противоречит европейскому законодательству, поскольку в ЕС стремятся обеспечить недискриминационный доступ к сетям. «В Европе никто, будучи грузоотправителем (продавцом), одновременно не может быть оператором транспортной системы (владельцем ГТС или управляющей транспортной компанией, то есть транзитером)», - пояснил специалист.

Следует отметить, что RWE и «Газпром» уже долгое время ведут переговоры по поводу пересмотра цены на российский газ. Впрочем, недавно господин Юдиш заверил, что это не касается вопроса реэкспорта газа в Украину.

Читайте также: Украина теряет альтернативы газоснабжения

Напомним, Украина продолжает переговоры с Румынией об организации реверсных поставок газа через ее территорию. Налаживать поставки газа через территорию Словакии, Украина начала с 15 мая. Пока же по реверсной схеме газ импортируется через Польшу и Венгрию. По предварительным оценкам, реверс газа в Украину на сегодняшний день возможен в объеме до 16 млрд куб м в год. По словам Премьер-министра Николая Азарова, стоимость газа по контракту с RWE на 100 долл/тыс. куб м ниже стоимости российского газа, которая в мае составила 405 долл/тыс. куб м.

На неделе также стало известно, что правительство намерено обязать частные газодобывающие компании в период с 1 июля по 15 октября текущего года отдавать 50% добытого газа государству. Министр энергетики Эдуард Ставицкий объясняет, что это позволит закачать в подземные газохранилища дополнительно около 1 млрд куб м газа. Компании, чей газ будет закачан в ПХГ, смогут забрать его только в осенне-зимний период. Эксперты такое решение правительства объясняют значительным сокращением объемов закупки российского газа. Напомним, согласно утвержденному прогнозному балансу газа на 2013 год, Украина закупит у «Газпрома» только 18 млрд куб м газа. Закачка газа в ПХГ, планируется на уровне 8,4 млрд куб м, из которых 5,5 млрд должен составить газ собственной добычи.

«Слухи» вокруг ГТС

Актуальными остаются события вокруг украинской газотранспортной системы. Так, на днях Президент Виктор Янукович заявил, что вопрос приватизации ГТС не поднимался властями ни разу. По его словам, такая информация – это не что иное, как слухи, или даже провокация. Более того, глава государства отметил, что вариант создания трехстороннего консорциума с участием Украины, Европы и России, до сих пор остается возможным. Также Президент сообщил, что сейчас ведется модернизация отечественной ГТС. К слову, немецкая компания Ferrostaal Industrieanlagen планирует за 2,5 года завершить модернизацию компрессорной станции «Бар» магистрального трубопровода «Союз», который является частью украинской ГТС. Напомним, об этапах модернизации ГТС, ранее рассказывал заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун.

Неприемлемые требования

Невозможно обойти вниманием и другое заявление Президента, по поводу требований Международного валютного фонда о повышении цены на природный газ для населения. «Те требования, которые выдвигает сегодня МВФ, они для нас неприемлемы. Мы не можем на это согласиться», - отметил он. Напомним, на следующей неделе в Киев прибудет очередная миссия МВФ.

Читайте также: ЖКХ оставили с долгами

Украина уже долгое время пытается договориться с МВФ об утверждении новой программы сотрудничества и предоставлении нового кредита на смену предыдущей программе, которая так и не была выполнена. При этом в МВФ, по-прежнему главным условием предоставления кредита называют отмену дотаций со стороны государства на газ и отопление для населения, которые, по словам международного кредитора, продолжают подрывать украинский бюджет и платежный баланс.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, комментируя требования МВФ, отмечает, что без проведения радикальной реформы в сфере ЖКХ повышать коммунальные тарифы нецелесообразно. «Проблема не столько в ценах на коммунальные услуги, сколько в действующей системе энергозатрат коммунальщиков на предоставление услуг населению», - объясняет господин Охрименко.

Борьба с нарушителями

В «Укравтодоре» намерены увеличить штрафы за разрушение дорог грузовым транспортом до 17 тыс. грн для должностных лиц и до 80 тыс. грн для перевозчиков. По словам главы ведомства Евгения Прусенка, соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании Кабинета Министров в среду, 19 июня. Напомним, ранее в «Укравтодоре» отмечали, что из-за перегруженного транспорта ежегодно в Украине разрушается 2 тыс. км дорог, а убытки от таких разрушений достигают 2 млрд грн.

В свою очередь Министерство инфраструктуры предлагает четко закрепить в строительных нормах гарантийные сроки службы автомобильных дорог. В частности, для земляного полотна, мостов и путепроводов они составят не менее 10 лет, а для дорожного покрытия не менее 3 лет. Кроме того, предлагается ввести финансовую ответственность подрядчика за некачественное выполнение работ.

Что касается текущей ситуации с дорогами, то по данным «Укравтодора», полностью отремонтировано 4,1 млн кв. м. (80%) дорожного полотна. Однако в ведомстве отмечают, что это касается лишь общегосударственных магистралей, связывающих населенные пункты. Завершить ремонт дорог планируют до конца июня.

 
Комментарии (0)