ГлавнаяПубликацииАналитикаНепреодолимые препятствия партнерства с ЖКХ

Непреодолимые препятствия партнерства с ЖКХ

Одним из механизмов преодоления проблем ЖКХ может стать широко апробированная мировой практикой концессионная форма государственно-частного партнерства

Старение и разрушение инфраструктуры порождают высокие расходы для общества. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог сдерживает развитие производственных связей, сокращает пассажиропоток и повышает текущие расходы на содержание автотранспорта. Коммунальные сети и инженерные сооружения водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, которые отработали нормативные сроки эксплуатации, угрожают авариями и техногенными катастрофами.

Власть и бизнес – партнеры?

Одним из механизмов преодоления указанных проблем может стать широко апробированная мировой практикой концессионная форма государственно-частного партнерства (ГЧП). Согласно украинскому законодательству, под концессией стоит понимать предоставление исполнительной или местной властью на основании договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объекта концессии, при условии принятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и/или управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска. То есть, речь идет о ограниченном в сроке платном владении тем или иным объектом, например коммунальным предприятием или объектом транспортной инфраструктуры. От аренды концессию отличают более серьезные обязательства по строительству, реконструкции или модернизации объекта концессии.

При этом, концессионер получает широкий перечень прав и преимуществ, связанных с использованием объектов, а государство осуществляет контроль за надлежащим выполнением им своих обязательств. Концессионер непосредственно обслуживает потребителей своих услуг и собирает с них плату. По условиям договора концессионеры также могут получить право выкупа объекта концессии по окончании ее срока, а также право на возмещение государством расходов, связанных с улучшением объекта или созданием нового имущества для выполнения концессионного договора.

Pro et contra

Концессия являются основным механизмом привлечения иностранного капитала в строительство и модернизацию объектов инфраструктуры в капиталодефицитных странах. Так, в 1996-2006 годы в странах с низким и средним уровнями доходов 86% инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в сфере транспорта реализовывались в форме концессий, в сфере водоснабжения данный показатель составлял 70%, а в сфере энергетики - 62%.

Читайте также: Частный капитал поможет модернизации ЖКХ

Преимущества концессионных механизмов партнерства для государства очевидны: передача предприятий и объектов инфраструктуры частному инвестору (партнеру) позволяет значительно снизить финансовую нагрузку на госбюджет, поскольку текущие расходы на эксплуатацию, ремонт и управление объектами, а также капитальные расходы на их расширение или модернизацию принимает на себя концессионер. Он, в свою очередь, покрывает свои расходы за счет стоимости услуг (тарифов). Заключая договор о концессиях, правительство и муниципалитеты снимают с себя обязанность по управлению убыточными предприятиями, а сэкономленные средства могут использовать на финансирование приоритетных затрат.

В концессию по-украински

В Украине концессии регулируются несколькими законодательными актами. В частности, концессионное соглашение заключается на срок не менее 10 и не более 50 лет. Передача объектов в концессию не прекращает права государственной или коммунальной собственности на них. Однако по окончании срока действия договора бывший концессионер имеет право на выкуп этого имущества, если им создано не менее 25% его стоимости на момент приватизации. Концессионеру также принадлежит право собственности на прибыль, полученную от эксплуатации объекта концессий.

Проблемы и препятствия 

В Украине, в отличие от других стран, концессии еще не получили значительного распространения. Так, за 1997-2009 годы в сфере транспортной инфраструктуры было подписано только два концессионных соглашения: на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог «Львов – Краковец» и «Львов – Броды». Но до сих пор не достигнуты положительные результаты от реализации этих проектов.

Первый в Украине концессионный проект осуществлялся в сфере строительства и эксплуатации автомобильной дороги «Львов – Краковец», которая входит в международный транспортный коридор. Концессионером выступал львовский консорциум «Концессионные транспортные магистрали». Договор концессии был заключен в конце 1999 году. Предметом договора было определено строительство 84 км дороги и ее эксплуатация в течение 45 лет. Однако проект все еще находится на стадии реализации и его выполнение сопровождается многими нарушениями. В частности, строительство было начато на полтора года позже запланированного; сумма вложенных частных инвестиций мизерная; неэффективным оказалось решение о долевом участии концессиедателя – «Укравтодора» - в финансировании строительства в обмен на соответствующее участие в распределении прибылей от эксплуатации дороги.

Сейчас в Украине более успешно реализуются проекты концессии автодорог. На сегодня реализуется три договора концессии по строительству автодорог. Первый - это 350 километровый участок дороги «Киев-Чоп» и два участка по 130 и 49 километровые на трассе «Харьков-Крым». Большой интерес частные инвесторы проявляют к объектам в столице – это и новая линия метро на Троещину.

Читайте также: Государство и бизнес в ЖКХ: игра без правил

В отрасли ЖКХ концессии наиболее популярны в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако предприятий в концессии все же немного: по данным Министерства регионального развития, строительства, ЖКХ к 2012 году в концессию переданы лишь 17 водоснабжающих предприятий в 12 областях Украины. Всего в Украине 134 водоканала, которые обслуживают города, с населением более 40 тыс. жителей.

Непреодолимые обстоятельства

Однако, несмотря на сказанное, в Украине несомненно существует необходимость внедрения концессионного механизма, что обусловлено высоким уровнем износа основных фондов в ЖКХ и транспортной инфраструктуре, который обычно достигает 80%; низкой эффективностью использования объектов государственной и коммунальной собственности; низким качеством жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, и неудовлетворительным состоянием дорог как общегосударственного, так и местного значения; хронической нехваткой бюджетных средств для финансирования инвестиционных программ; слабой мотивацией и низким уровнем квалификации государственных служащих и работников государственных и коммунальных предприятий, эксплуатирующих объекты инфраструктуры и предоставляющих услуги населению. Однако, эксперты отмечают, что действующие законодательство не способствуют привлечению ресурсов частного сектора по следующим причинам: значительная продолжительность сроков окупаемости концессионных проектов, что в условиях экономической нестабильности усиливает неопределенность в достижении заданного уровня доходности инвестиций; текущая убыточность ЖКХ и невозможность гарантировать установление тарифов на уровне, обеспечивающем окупаемость вложений; низкий уровень платежеспособности большинства граждан Украины и их объективную незаинтересованность в услугах, предоставляемых частным сектором, при условии повышения текущих тарифов на услуги государственных и коммунальных предприятий или введения новых платежей (в частности, за пользование концессионными дорогами).

Кроме того, риски реализации концессионных проектов в основном возлагаются на частных партнеров, льготы и компенсаций для инвесторов со стороны государства при возникновении потерь отсутствуют. Также необходимо отметить высокий уровень финансового риска для концессионера, осуществляющего масштабные капитальные вложения в условиях низкой платежеспособности населения и текущей убыточности возможных объектов концессионного соглашения.

Основными сдерживающими факторами для развития концессий в Украине являются низкая экономическая эффективность инфраструктурных проектов и отсутствие практических механизмов предоставления гарантий со стороны государства по возврату инвестиций.

 
Комментарии (1)
Иван Смольный1
14 февраля 2013 г. 13:55
Нема лове - нема кохання! Потенційно, ЖКГ - великий, стабільний та дуже доходний бізнес. Доки ЖКГ не буде прибутковим, "чистий" інвестор, який хоче отримувати прибуток не за рахунок вижимки останнього чи махінацій з бюджетом,у ЖКГ не прийде. Останні законотворчі потуги Мінрегіону та Нацкомпослуг, якраз і є спробою виведення найбільш потенційно ласих видів компослуг у прибутковий сектор. Але, як завжди, за рахунок споживача.